В. В. Пестерев
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА
И
ФАКТОРНАЯ ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В СВЕТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ
В настоящее время наиболее адекватной теоретической схемой для описания
и объяснения взаимоотношений сложных систем и их средовых условий является информационная
теория. Привлечение ее терминологического и операционного инструментария к
решению рассматриваемой проблемы, в этой связи, становится не просто
оправданным, но необходимым.
Приведем базовые (аксиоматические) положения информационной теории,
имеющие непосредственное отношение к теме нашего обсуждения.
1. Информация есть изменение параметра наблюдателя (субъекта), вызванное
взаимодействием последнего с объектом (определение В.И. Шаповалова).
Наполняя эту отвлеченную форму конкретикой рассматриваемой проблемы, можно
вполне уверенно отождествить воздействие, оказываемое географической средой на
социум, с информацией, поступающей извне (предполагается, что большая
часть внешней информации исходит именно от географической среды). Более того,
именно внешняя информация формирует тот или иной образ среды и, по сути,
является репрезентантом последней.
2. Информация
производна от структуры субъекта, являющейся информационным фильтром.
Субъект не способен увидеть вовне ничего из того, чего не было бы в нем самом.
Иными словами, внешнюю среду (в том числе и среду географическую) можно
уподобить чрезвычайно сложному нелинейному зеркалу, в гранях которого социум
«видит» лишь свое собственное отражение.
Итак, не географическая среда определяет особенности
морфологии и метаболизма общества, но сущностные свойства последнего
определяют, какие черты внешней среды будут «увидены» и «впечатаны» в его
структуру, а какие нет. Именно этим объясняется поразительная соотнесенность
отдельных свойств географической среды и свойств
развивающихся в ее пределах социальных организмов (извне воздействует только
то, что является «видимым», понятным для субъекта). И только
этим можно объяснить загадочную избирательность, с которой географическая среда
влияет на различные социальные организмы и отдельных их представителей (для
кочевника «прозрачно» плодородие почвы; полупервобытный
охотник и собиратель «не видит» ископаемых богатств под своими ногами;
представитель городской культуры вообще не склонен видеть вовне хоть 16
что-нибудь, географическая среда его интересует во многом лишь в качестве
источника рекреационных возможностей).
Несмотря на все вышеизложенное, нет смысла отрицать
возможность самого серьезного воздействия среды на развитие общества. Причем,
эта возможность не противоречит приведенным положениям информационной теории,
но является их логическим следствием. Если информация, которую мы отождествили
с воздействием среды на социум, производна от структурных свойств последнего,
то можно даже чисто логически вывести условия, при которых объем этой
информации (а значит и степень воздействия) резко возрастают. Так, ломка
информационных фильтров, т.е. рост хаотичности структуры социального организма,
неизбежно повлечет за собой резкое расширение спектра воспринимаемой информации.
Всплески влияния средовых факторов на развитие реальных, исторических,
обществ приходятся как раз на максимумы неупорядоченности
последних. Хаос есть идеальное зеркало, и осторожное обращение с этим
«инструментом» является не только важным фактором развития системы, но и
залогом ее выживания в условиях нестабильности параметров среды.
Таким образом, проблема роли внешнесредовых
факторов в развитии общества, несмотря на кажущуюся простоту и очевидность, еще
далека от своего разрешения. Серьезного анализа и конструктивной полемики
требует и приведенный нами вариант ее решения, основанный на положениях
информационной теории.
Пестерев В. В. Географическая среда и факторная природа социального развития в свете информационной теории // Историческое пространство России: инерция и трансформация: Материалы Всероссийской научной конференции (12 мая 2003 г.). — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. — 164 с. — С. 15-16.