В. В. Пестерев
К ВОПРОСУ О ВЕРОЯТНОСТНОМ ХАРАКТЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО БЫТИЯ
И РЕТРОСПЕКТИВНОМ ПОДХОДЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
Проявляющаяся в форме обратной связи взаимозависимость способа
познания и результата познания, методологии и наших
представлений о конкретном фрагменте бытия имеет неоднозначно
оцениваемые следствия. С одной стороны, автокаталитический
характер их взаимосвязи является непременным условием
поступательного процесса познания и лежит в основе доверия
к адекватности воспроизведения в нашем сознании того или иного
фрагмента объективной реальности. С другой стороны, методология
является продуктом и, в то же время, частью совокупного знания об
объекте исследования, его гносеологически ориентированной
формальной стороной, и, будучи таковой, отражает не только его
реальные связи и отношения, но и наши стереотипы и заблуждения.
Причем, механизм обратной связи в этом случае не только не
будет компенсировать эти заблуждения, он будет
транслировать и укреплять их. Выявление же подобных
искажений, переносимых методологией от представлений ее
создавших к представлениям ею создаваемым, оставаясь в
рамках логики этих построений, не представляется возможным.
Только независимое (т.е. независящее от данных методологических
конструкций) изменение представлений о сущности исследуемого
объекта дает возможность показать порочность отдельных
элементов методологического инструментария и представлений ими
создаваемых.
Очевидные успехи
междисциплинарных исследований, позволяющих применять следующие
из них выводы к
различного рода процессам и системам,
предоставляют возможность по-новому взглянуть и на объект
исторического познания.
Согласно современным
представлениям, история, понимаемая как процесс чрезвычайно
сложной диахронной (временной) и синхронной (пространственной) структуризации, как и любой
реальный макропроцесс, имеет вероятностный характер протекания.
Не касаясь здесь проблемы определения конкретных форм и границ
проявления вероятности в истории (чем, впринципе, должна
заниматься метаисторическая теория),
ограничимся лишь констатацией принципиального значения
категории вероятности для любых теоретических интерпретаций
исторических реалий.
Вместе с тем,
методологическая парадигма исторической науки изначально исходила
из описания истории как одновариантно
актуализируемого процесса, как уникального объекта, имеющего
неповторяемый эволюционный путь. Сопряженное с этим отсутствие
реальных подходов к вероятностной интерпретации истории (т.н. историческая
альтернативистика, несмотря на некоторый
эвристический потенциал, в качестве такого подхода
рассматриваться не может, т.к. не имеет под собой серьезной
теоретико-методологической базы) лишь усилило тенденцию
к отождествлению единственно существующего с единственно
возможным. Впрочем, немалую роль в этом сыграла и реальная
двойственность исторического бытия, проявляющего свой
вероятностный характер в процессе становления, но являющегося
необходимым в качестве овеществленною результата этого процесса,
т.е. ставшего. Окончательно утвердила представление об истории
как в той или иной степени детерминированном процессе его явно
выраженная диахрония, 35 т.е. определенная последовательность
исторических состояний, закономерная в рамках данного варианта
структуризации.
Следствием и логическим
оправданием этих представлений в историческом познании стал
ретроспективный подход. Важная роль в обосновании существующей
картины исторического процесса позволила ему превратиться
из частного метода суждения о причине через ее следствия в
универсальный способ «вхождения» в область исследования и
средство интерпретации ее конкретного содержания.
Существеннейшей особенностью
и целью ретроспективного подхода является выстраивание причинных
цепей, отражающее идею закономерности исторического развития.
Более того, выстраивание это, идущее в форме обратной диахронии,
т.е. ретроспективно, фактически редуцирует стохастичность
истории к необходимости, ветвящийся процесс к
линейному.
Неоднозначное воздействие
ретроспективного подхода на историческое познание проявляется и
в том, что интерпретация того или иного момента прошлого
оказывается в значительной степени детерминированной
последующими моментами, а по большому счету — настоящим.
Ретроспективный взгляд на прошлое
прежде всего пытается увидеть в нем знакомое, недоразвившееся,
но уже узнаваемое настоящее. Все что не укладывается в привычную
взаимосвязь исторических состояний, весь этот «остаток», все нереализовавшиеся импульсы
альтернативных вариантов развития истории, игнорируются.
Помимо подкрепления идеи детерминационного развития исторического процесса это приводит: во-первых, к
отрицанию самоценности и внутренней
самодостаточности предшествующих исторических состояний; во-вторых, к превращению ретроспективного подхода в средство
«оправдания» настоящего, в средство обоснования его актуализации
в истории.
Если историческая наука претендует на
нечто большее, чем просто причинное объяснение настоящего,
необходимо исследовать прошлое во всей полноте
его неопределенности, его
недетерминированности настоящим.
Пестерев В. В. К вопросу о вероятностном
характере исторического бытия и ретроспективном подходе в историческом
познании // Историческая наука на пороге третьего тысячелетия. Тезисы
докладов Всероссийской научной конференции. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 2000. — 196
с. — С. 34-35.