ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ КОНЦА XV ВЕКА
7000 (1492-1493) год
Мефодий Патарский, «Откровение», IV или VII в.: «Погублену же бывшу царству Перскому встанут абие сынове Измайловы и Агарене, писанием мышцу южную нарече их Даниил, и сопротиветсе царству греческому числом круга седморичного и седморично время, зане приближисе кончина и несть долготы летом ктому. В последний бо тисущницу сиречь в седмую искоренитсе Перское царство и потом изыдет семе Измаилево сущее в Етриве и исходеще соберутся в Гаваоне вкупе… И будет пришествие их показание немилостивно. Предпоидут же пред ними на землю язвы и пагуба, губительство, тле и запустение. Глаголет бо Бог к Израилю Моисеом: “Не зане любит те Господь Бог, дает ти наследити землю сию, но за грехи живущих на ней”. Сице и сыновом Измаилевом не зане любит их Господь Бог даст им силу одержати вса земле христианскуа, но за безаконие их и грехы. Точна бо тем скорбь не бысть ниже имат быти во всех родех. Ибо облачахусе мужие в любодеивых жен и блудных ризы и яко жены сице украшах и стояху по друмовох и торгох градскых явственно, пременивше естественный образ в чрезьестественный, и якоже рече святый апостол такожде глаголе и жены тажде деют яже и мужие. Собираху бо се над единою женою отец вкупе и сын еще же и все сродство их, не ведоми бо беху блудницами. Темже премудрый апостол прежде времен многиих возопи, глаголюще: “сего ради предаде их Бог в искушения безчестия, ибо жены их преложише женский свой образ в мужскый, такожде же и мужие свое естество в женское и раждегошеся в похотех своих друг на друга, мужие в мужех бестудства деюще и возмездие достойное прельсти их в себе восприемлюще”. Сего ради убо Бог предаст их в руце варваром, от нихже впадут в грех и осквернетсе жены их скверненными и наложат на них иго свое сынове Измаилиевы…
По скорби же Измаилитстей гоними, оскорбляеми и не имеще надежду спасения или избавления из руку Измаилтен, проженут бо их и оскорбет хвалещесе о победах своих…, облачещеся и красещися якы жениси и похуливше рекут: “не имет избавления из руку нашею христиане”.
Тогда внезапу въстанет на них Царь елинскы сиречь греческы с яростию великою. Пробуди бо се яко человек от вина, дерзостен сый, егоже вменеху человеци яко мертва суща и ничимже потребна. Той убо изыдет к ним от море Ефиопскаго и воздвигнет оружие на них в Етриве отечестве их и попленит жены и чада их… И будет иго Царя Греческаго на них седмь седмицею паче еже бе иго их на Грецех… И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть [година]. И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром. И обновят грады и свободетсе священници от бед своих и почиют человецы во время оно от скорбей своих. Рече бо: “Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них пагуба”, якоже и Господь в евангелии глаголаше: “Якоже беху человецы во дни Ноевы ядуще и пиюще, женешесе и посягающе, сице будет и в последний дне…
Тогда отверзутсе врата севернаа и изыдут силы языческыя, яже беху затворени внетрьуду, и подвижитсе вса земле от лица их и устрашат же се человеци и побегнут и ввергут себе в горы и в пещеры и в гробы и умрут мнози и не будет погребающаго их. Языци бо исходеще от севера снедет плоти человеческые и пиют крови зверем якы воду и снедет нечистаа и змиа и скорпиа и вся морскаа и гнюсныа звере и гады ползающие по земли, скотскаа же мертвеца и извергы женскые и заколет младенце и дадет их матерем их и снедет их и растлет землю и осквернет… я. Никто же будет иже возможет стати сопротив им. По седморичнем же времени, егда постигнут град Иопь, послет Господь Бог архистратига Своего и побиет их едином часом всех…
И потом снидет греческый Царь и вселитсе в Иерусалим седморицу времени и пол. А на скончании десеть и пол времене явитсе сын погыбелныи… Егда же явитсе сын погибелный, взыдет Царь Греческый горе на Голготу, идеже есть верху Древо Крестное, на немже пригвоздисе Господь наш и волную нас ради претерпе смерть. И возмет Царь Греческый стему свою и возложит на верх Креста и воздежцет руце свои на Небо и предаст царство Богу и Отцу. И взыдет крест на Небо купно со стемою царевою, понеже Крест на немже повешен бысть Господь наш Иисус Христос за общее всех спасение…»
Иоанн Дамаскин, 2 пол. VIII в.: «Глаголют же ся убо сего мира седмь век. Рекоше от небеснаго и земнаго сотворения. Даже и до общаго человеком скончания и востания».
«Житие Андрея Юродивого», XI в.: «К кончине мирови уже приближившуся, да к тому украчена дела будуть и горша и лиха. В то время отворить Господь Бог врата сущая во Индолии, еже есть затворил Александр Макидоньский, и изидуть цареве 70 и два и с людми своими, нарицаеме нечистии языци, и разидутся по всем землям, плоть человечеську ядуще живу, а кровь пьюще и псы и мухи и жабы ядущи и всю скверну мира сего. Да горе вселение всей, куде же они поидуть! В тыи бо дни аще бы лзе, Господи, абы не было христиане! но виде, яко будеть. Тогда дние ти померкнуть, плачющеся по вездеси, плачющеся осквернения деля, еже тии мерзъци языщи сътворят; и солнце будеть яко кровь, видя мерзсъкая по земли ходяща; луна и вся дела померкнеть, поядять бо персть земную и олтаря горнецем хранилище сътворят, и честьныя сосуды осквернять; живуще во Асии да бежать во удолиа островная; плакати бо ся начнуть Асия по островех, а острови по Асии, уже бо начнуть не ходити людие в них, но начнут ся плакати днии 6 сот и 6 десят и 6. И тогда востанеть сатана антихрист от племени Данова…».
«Слово о небесных силах, чего ради создан бысть человек», кон. XII или нач. XIII в.: «Устави Бог рок на земли жития человеческаго 7000 лет, и еже что изберет в ту семь тысяч лет, то теми исполнен есть чин ангелов, отпадший с небеси».
«Послание от невидимого Отца Господа нашего Иисуса Христа», Киприановский часослов, XIV в.: «А лета и времена и дни кончаются, а страшный суд готовится».
Послание митрополита Московского Киприана игумену Высоцкого монастыря Афанасию, кон. XIV в.: «Ныне последнее время, и летам скончание приходит и конец веку; бес же весьма рыкает, хотя всех поглотить, по небрежению и лености нашей. Ибо оскудела добродетель, перестала любовь, удалилась простота духовная, и зависть, лукавство и ненависть водворились».
Епифаний Премудрый, «Слово о житии и учении» св. Стефана Пермского, нач. XV в.: «…издавна в Перми не было грамоты, и тако ижжившим им век свой без нея; ныне же в скончания лет, в последняя дни на исход числа седмыа тысящи, паче же мала ради времени, точию за 120 лет до скончаниа веку, грамота замышляти».
Рукописный сборник, Синод. собр., XV в.: «Обновление земли. Весто да есть, яко за 40 лет поновляетсь земля. Егда хощет уведати поновление земли, то положи въся лета от Адама и разочти по 40, ту есть поновление земли. В 1000 лет поновление 25, а в 2000 поновление 50, а в 4000 поновлении 100, а в 6000 поновлении 150. Да есть от Адама лет 6920, а поновлении изошло 173, а до конца миру отселе два поновлениа».
Фотий, митрополит Киевский, до 1431 г.: «Сей век маловременный преходит; грядет ночь, жития нашего престание, когда уже никто не может делать. Седьмая тысяча совершается; осьмая приходит и не преминет, и уже никак не пройдет. Блажен, кто уготовил себя к осьмой тысяче, будущей и безконечной, и сего ради молю вас: будем делать дела света, пока еще житие наше стоит».
Рогожский летописец, 1 пол. XV в.: «6887 (1379). Бысть Благовѣщенiе святыя Богородица въ Великъ день. Се же написахъ того ради, понеже не чясто такъ бывает[ъ], но рѣткажды, окромѣ того лѣта отъселѣ еще до втораго пришествiа одинова будеть (имеется в виду кириопасха 1448 года)».
Архиепископ Ростовский Феодосий, позже митрополит Московский, в грамоте 1455 г.: «…яко же ныне прилучится седмая тысяща последняго ста 63-го лета».
Пасхалия из рукописи сер. XV в.: «[6978] Начало царства антихристова. Ему же имя Гог… [7000] Конец седмые тысящи. Доселе уставиша святии отци наши. Держати пасхалию до лета седмотысящнаго. Неции же глаголют тогда будет второе пришествие Господне».
Из пасхалии сер. XV в. на 6965-6969 (1457-1461) гг.: «В лето 6967 (1459) круг солнцу 23, лун. 13. Индик. 7. Фемелиос. 26. В то лето будет рожество антихристово… Таков никакоже николиже не бывал. Прежде времени того окааннаго и лютаго и страшнаго. И будеть плачь велик тогда по всей земли вселеньской. И в ты дни зри круг солнцю и луне. И начнут быти знамения в них. И гибости звезд на небеси, а плачь на земли. Увы, увы будет нам грешным. Тогда горе беда велика в ты дни. И в лета сия. Зде страх, зде скорбь, зде беда велика. В распятии Христово сии круг быс[ть]. И се лето на конци явися. В няже чаем всемирное Твое пришествие, о Владыко. Умножишася безакония на земли. Пощади нас, о Владыко. Исполнь небо и земля славы Твоея. Пощади нас, Благословен грядый во имя Господне. Пощади нас. Блюдете убо известно и разумно, о братие, кто хощет быти в то время. Бегаяи, бежи неверия».
Кирилл Белозерский, «Изложение пасхалии седмыя тысяща последнее сто», ок. 1459 г.: «Зде страх, зде скръбь, зде беда велика: В распятии Христово сии круг бысть, и се лето на конци явися, в не[м] же чаем всемирное Твое пришествие. О Владыко, умножися беззаконие на земли, пощади нас. О Владыко, исполънь небо и земля славы Твоея, пощади нас. Благословен гряды во имя Господне, пощади нас. Блюдете убо известно и разумне, о братье, кто хощет быти в то время: бегаа бежи невеж и невериа, быша и при нас Измаилы зде и дозде и пакы».
Переписчик Тимофей Вениамин, оканчивая в кон. 1489 г. рукопись «Слова Афанасия Александрийского»: «…писах к вечеру солнечнаго дне захода, седморичнаго реку века».
Послание архиепископа Новгородского Геннадия архиепископу Ростовскому Иоасафу, 1489 г.: «…надобе о том подвиг велик держати, егда скончаются лета, а животом еще пробавит Бог мир. Ино то еретикомь, жидовскаа мудрьствущимь будеть дерзость, и христианству будет спона велика».
Послание Иосифа Волоцкого епископу Суздальскому Нифонту, ок. 1490 г.: «…подобает всем, паче ныне, даже до смерти подвизатися. В последняя сия лета и во времена лютейша паче всех времен. О них же рече великий апостол Павел: “В последняя дни настанут времена люта, приидет прежде отступление и тогда явится сын погибельный”. Се ныне уже прииде отступление».
Митрополит Зосима, «Изложение пасхалии на осмую тысячу», 1492 г.: «…смиренный Зосима, митрополит всея Руси, трудолюбно потщався написати пасхалию на осмую тысячу лет, в ней же чаем всемирнаго пришествия Христова».
Пасхалия архиепископа новгородского Геннадия, 1492 г.: «Не скончания мира страшиться подобает, но ждать пришествия Христова на всякое время. Сколько благоволит Бог стоять миру, столько продлиться и обхождение времен. О сроках: никто же весть, ни Ангелы, ни паки Сын, но токмо Отец».
Греческая Пасхалия, XV (?) в.: «[7000] Увы, увы в конец веком доспевшим».
Соловецкая Палея, XVII в.: «Постави Бог противу седьми дней 7000 лет, а осьмой тыщщи нет конца».
Летописи (?)
«Откровение» («Апокалипсис») Иоанна Богослова, 20; 12, 15: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими… И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное…»
«Изборник», 1076 г.: «Яко да написаетъ ся въ твоеи мысли вьсегда и да запечатлится в твоем сознании навечно. Вьторааго пришьствия Соудии Гърдыи на престоле седяштя: книгы отъвьрзаемы, дела таиная обличаема: любодеяния, татьбы, грабления, лихоимания, хоулы, клеветы, зависть...»
Тропарь, читаемый во время службы на первой неделе Великого поста: «На Страшном судилищи без оглагольников обличаюся, без свидетелей осуждаюся; книги бо совестные разгибаются и дела сокровенные открываются».
Ереси
Послание архиепископа Новгородского Геннадия епископу Суздальскому Нифонту «О еретиках новгородских», 1488 г.: «Святѣйшему и боголюбивому и о Святомъ Дусѣ брату и сослужебнику Нифонту епископу Суздальскому и Торусскому. Что есми послалъ государю великому князю да митрополитѫ грамоты да и подлинникъ о Новгородскяхъ еретицехъ, а Прохору епископу Сарскому грамоту есми о той же ереси послалъ же, а тебя тогды на Москвѣ не было. И о семъ твоему боголюбію вспоминаю, чтобы еси посмотрѣлъ въ владычню въ Прохорову грамоту в первую, занеже тамо о ихъ ересехъ пространно изъявлено; да усердно о томъ потщаніе имѣя, споборствуя по Христѣ Бозѣ и Пречистыя Его Богоматери, яко же должно есть твоему святительству въспоминая государю великому князю да и господину нашему Геронтею митрополиту, чтобы потщался тому дѣлу исправленіе учинити, занеже нынѣ како продлилось то дѣло обыскъ ему не крѣпокъ чинитца. Ино познаютъ: еретикамъ ослаба пришла, уже нынѣ наругаютца христьянству – вяжутъ кресты на вороны и на вороньи; многіе видѣли воронъ де и летаетъ, а крестъ на немъ вязанъ деревянъ, ворона де и летаетъ, а крестъ на ней мѣдянъ. Ино таково наруганіе: воронъ и ворона садятся на стерве и на калу, а крестомъ по тому волочатъ! А здѣ се обрѣтохъ икону у Спаса на Ильинѣ улици Преображенье з дѣяніемъ, ино в праздницехъ обрѣзаніе написано – стоитъ Василей Кисарійскій… а наподписи написано: обрѣзаніе Господа нашего Ісуса Христа. Да с Ояти привели ко мнѣ попа да діяка, и они крестіянину дали крестъ телникъ древо плакунъ… и христіянинъ де и с тѣхъ мѣстъ сохнути да немного болѣлъ да и умеръ. А діякъ сказываеть на племенникъ Гриди Клочу еретику, что въ подлинникъ написанъ. И нынѣ таково есть бесчинство чинитца надъ церковію Божіею и надъ кресты и надъ иконамъ и над христьянствомъ. А того толке не управитъ князь великій, а того на крѣпко не обыщеть, ино будетъ послѣдьняıa лесть горше первыя. И ты бы о томъ митрополиту явилъ, чтобы митрополитъ печаловался государю великому князю, чтобы поочистилъ церковь Божію отъ тое ереси. А тому бы есте не вѣрили, что ся они зовутъ христіяне, то они покрываютъ свою ересь тѣмъ; занеже то яз извѣстно отвѣдалъ…» (Хрущовъ И. Изслѣдованiя о сочиненiяхъ Иосифа Санина преподобнаго игумена Волоцкаго. СПб., 1868).
Послание архиепископа Новгородского Геннадия архиепископу Ростовскому Иосафу (перевод), 1489 г.: «Полагаю, что твоему святительству не остались неведомы раздоры в церкви из-за нападения еретиков, о чем я посылал следственные дела великому князю и духовному отцу его митрополиту, и митрополит, по его словам, сообщал и вам о тех великих бедствиях, каких изначала не бывало в Русской земле. Да и там в Цареграде, после того, как Константин Великий созвал первый собор против Ария, до времени Феофила-иконоборца творилось смешение – были цари православные, были цари еретики… но ни при одном в Царьграде не было такой иудейской и еретической дерзости. На Руси же, с тех пор, как князь Владимир Киевский крестил всю землю Русскую, – а прошло с того времени пятьсот лет с годом, – и слуху не бывало, чтобы была на Руси какая-нибудь ересь.
И когда господин наш и отец митрополит всея Руси Геронтий вместе с вами, архиепископами и епископами, и вместе с ним священный собор, избрали меня с согласия и по совету сына своего, государя нашего великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и послали на архиепископию Великого Новгорода и Пскова – я не был достоин этого, но не мог ослушаться своего господина и отца, митрополита всея Руси Геронтия. И нашел я здесь новгородских еретиков, предававшихся иудейским мудрствованиям, которые были прикрыты постыдной клятвой этих еретиков – назову ее маркианской, или месалианской. Ибо последние, когда их вопрошают, отрекаются от своих заповедей, бесстыдно и усердно клянутся и проклинают всех так мудрствующих или мудрствовавших, и присягают без страха, будто они такие заповеди ненавидят. Так и эти еретики говорят открыто и учат православных христиан своему зловерию, а спроси их, и он говорит: “Я, дескать, православный христианин”; а во всем том лихом деле запираются. А у них не одно иудейство – смешано оно с месалианской ересью: главы об этом ты найдешь у себя в правилах; а все это мне твердо сказал их товарищ, поп Наум. Да и псалмы ко мне принес, составленные ими по иудейскому образцу, и те псалмы я послал к митрополиту же со следственными делами…
А это прельщение здесь распространилось не только в городе, но и по селам. А все от попов, которые поставлены в попы еретиками. А когда находятся среди православных, они себя объявляют такими же православными. А если видят какого-нибудь простака, то считают его готовой добычей. Да для того и ставятся в попы, чтобы всех, кого можно, обратить в свою ересь, чтобы обрести детей духовных. А кто окажется огражденным верою и крепким в православном христианстве, того они таятся, и объявляют себя такими же. А если кто слаб или ленив и легко может быть вовлечен под власть греха, того они губят, как слабого и отступника веры, и принимают его в свою ересь. А если он согрешил, или впал в блуд, или в прелюбодейство, или иной грех сотворил, то легко прощают, не следуя церковным канонам. Если же потом кто-нибудь из православных захочет выступить с обличением их ереси, то они отрекаются от своей ереси, и проклинают всех ее творящих, и клянутся без страха. А сами именно ее и творят, и в грех себе такую клятву не ставят. Как же можно было до них добраться, если бы князь великий не приказал своим боярам со мной, своим богомольцем, учинить сыск? И мы, молитвами пречистой богоматери и силой государевой, вместе с его боярами, с Яковом и Юрием Захарьевичами, расследовали это дело твердо и довели его до сведения своего государя великого князя, да и своего отца митрополита, да и до вас, своей братии, архиепископов и епископов. И как я понял, ныне вы признали это дело за ничтожное, словно вам кажется, что Новгород с Москвой – не одно православие; не побеспокоились об этом нисколько!..
Да послал бы ты по Паисия и по Нила и посоветовался о таком деле: “Пройдут три года, окончится седьмое тысячелетие”. Слышал я от Алексея: “И тогда, дескать, придет нужда в нас!” Вот на что надеются еретики!
А “Шестокрыл” я изучал потому, что нашел в нем ересь: время рассчитано – от Адама двести семьдесят шесть девятнадцатилетий! А сейчас идет шестое девятнадцатилетие по летосчислению иудеев. А ведь сделано это для прельщения христиан! Хотят сказать: “Года христианского летописца подходят к концу, а наши длятся!” А как окончится наша пасхалия, тут они и хотят начать прельщение. Я ведь проверил весь “Шестокрыл”, да и выписан он у меня. Ибо то время, которое там указано, двести семьдесят шесть девятнадцатилетий, это значит от Адама до нас пять тысяч двести двадцать восемь лет. И потому ведь у них еще нет пришествия Христа, значит, они ждут антихриста. Вот великое прельщение!
А в Евангелии не сказано, когда будет конец мира. Да и Енох праведный писал так: “Прежде всего, когда еще ничего не было, основал бог сотворенный мир, а затем сотворил всю тварь – видимую и невидимую, а после этого создал человека по образу своему. И тогда разделил бог ради человека вечность на времена, и на годы, и на месяцы, и на дни, и на часы, – чтобы человек постиг смену времен и предвидел конец своей жизни. А когда скончается вся тварь, сотворенная господом, тогда времена погибнут, и не будет годов, не будут считать дней и часов. Но наступит единая вечность, и все праведники избегнут Суда великого и воссоединятся в великой вечности, и великая вечность дастся праведникам”, и прочее. А я нашел в писаниях, какой царь был после какого, и сколько лет какой царь жил, и какой патриарх после какого был и сколько лет жил. А называют их епископами, а не патриархами. Написано так: мирских лет пять тысяч шестьсот двадцать одно, а от божественного воплощения лет сто двадцать одно, девятый римский епископ Угиин четыре года, а четырнадцатый епископ Иерусалима Иосиф два года, потом также епископ Иерусалима пятнадцатый – Иуда, эти были крещены от иудеев Андреаном при том же Иуде, когда было последнее и окончательное пленение города и евреев. А после него был первый епископ Марко восемь лет, от необрезанных народов. А там записано: лет пять тысяч шестьсот двадцать одно, в то же лето было и последнее их пленение. И с того времени и до сих пор четыреста лет и тысяча пребывают под божиим гневом. И к тому еще и бесстыдствуют, развращая наше православие – как о них сказано: “Ни сами не вступают, ни желающих вступить не пускают”. А ведь в те годы, которые украли у нас еретики из-за иудейского летосчисления, были цари, или папы, или патриархи, записанные по именам, – как же их тогда уместить?
Но надобно будет выдержать великое борение, если окончатся годы пасхалии, а бог еще продлит жизнь мира. Ведь это прибавит дерзости еретикам, мудрствующим по-иудейски, а для христиан будет великая тягость. А тот, кто написал “Зерцало”, то как бы по догадке поставил семь тысяч лет, говоря так: “По домыслу ведь решили многие, говорящие: если в шесть дней сотворен был мир сей, то с окончанием шестой тысячи лет должен наступить и конец мира; но они солгали, говорит. Утверждают же, в свою очередь, другие, что, если настоящий сей век семиричен, следует пребыть миру до тех пор, пока и седьмая тысяча окончится; как сказал Соломон: отдай часть седьмым, а потом и восьмому, семь веков человеческой деятельности, восьмой же носит образ будущего века. Но и это рассуждение не кажется мне достаточно основательным. Следую же я, говорит, Григорию Богослову, заявляющему: когда высший мир достигнет совершенства, тогда ожидай конца”…
Но кажется мне, что согласно Еноху вечность служит человечеству, а семь тысяч лет установлены для человеческого искупления. А по Григорию Богослову, нам нужно ждать скончания мира во всякий час. И все-таки мне кажется: как-то еретики у нас украли года! Потому что у латинян на восемь лет больше, чем у нас. Да еще говорят: “У нас, дескать, написано, что до конца мира семь тысяч лет и восемь”. И я их спросил: “Как же толкуются эти восемь?” И они говорят: “Вот, дескать, какой этому смысл: если будете добродетельны, прибавлю вам, а будете злы – отниму у вас”. А татары говорят: у них еще до конца мира, то есть до второго пришествия Христа, сто лет и два года.
А писано так: “Семь веков для дел, восьмой – для будущего”. Но ведь нам шесть дней в неделю приказано трудиться, а в седьмой отдыхать от трудов. А если окажется, что время делания не кончится вместе с нашей пасхалией, так ты бы о том с Паисием и Нилом обстоятельно поговорил и мне об этом написал. Да и о том мне напиши: возможно ли Паисию и Нилу побывать у меня, чтобы поговорить с ними о тех ересях? Да есть ли у вас в Кириллове, или в Ферапонтове, или в Каменном монастыре книги: Сильвестр папа Римский, да Афанасий Александрийский, да Слово Козьмы пресвитера на новоявившуюся ересь богомилов, да Послание патриарха Фотия ко князю Борису Болгарскому, да Пророчества, да книги Бытия, да Царства, да Притчи, да Менандр, да Иисус Сирахов, да Логика, да Дионисий Ареопагит? Потому что эти книги у еретиков все есть…
Бывшему архиепископу ростовскому и ярославскому Иоасафу. В 6997 (1489) году, февраля 23, 24, 25 переписал это послание, а в грамоте девяносто пять строк».
Послание архиепископа Новгородского Геннадия Московскому церковному собору 6998 (1490) г.: «Святѣйшимъ боголюбивымъ братіи нашей архіепискупомъ: Тихону архіепископу Ростовскому и Ярославскому, Ниѳонту епископу Суздалскому и Туровскому, Васьяну епископу Тверьскому, Прохору епископу Сарскому и Подонскому, Филоѳею епископу Пермскому. О семъ вамъ воспоминаю, братіи нашей: прислалъ князь великій ко мнѣ грамоту, а митрополитъ другую о поставленіи коломенскаго владыки, а безъимянно кого. А велятъ ми отпись дати безъимянно же такову, какову Геронтію митрополиту взяли у мене. Да прислалъ ко мнѣ митрополитъ и списки съ тѣхъ грамотъ, а язъ не далъ таковой отписи, да о томъ есми отписалъ къ великому князю да и митрополиту, а вамъ то, братіи нашей, вѣдомо же будетъ, какъ митрополитъ велитъ чести ту грамоту предъ вами. А о коломенскомъ владыцѣ, да и о инѣхъ, коли прилучитца, посылали бы ко мнѣ именно, кого ставити. И язъ отписи даю такіе законные, какіе иные братья наша давали. А не изпѣшили бы есте еще ставити владыки: преже бы есте стали накрѣпко о томъ, чтобъ еретиковъ обыскали накрѣпко, да тѣхъ бы князь великій велѣлъ казнити. А Захаръ чернецъ пишетъ въ своихъ грамотахъ, что на мене послалъ по всѣмъ градомъ грамоты: зоветъ мя еретикомъ, а язъ не еретикъ. А и писано: “аще тя кто назоветъ еретикомъ, да не пріимеши; аще ли пріалъ еси, отвергъся есть Христа”. И язъ съ его грамоты къ вамъ списокъ послалъ. А по Захара есми посылалъ того для: жаловалися мнѣ на него черньцы: перестриглъ ихъ отъ князя Федора отъ Бѣлскаго, да причастья три годы не давалъ, а самъ деи не причащалжеся. И какъ язъ его призвалъ, да почалъ его спрашивати: “о чемъ ты тако чиниши, что есь самъ три годы не причащался”? И онъ ми молвилъ: “грѣшенъ есми”. И язъ ему молвилъ: “о чемъ же ты перестриглъ дѣтей боярскихъ, да и отъ государя еси ихъ отвелъ, а отъ Бога отлучилъ, что есь и причастья не далъ три годы”? И онъ ту свою ересь явилъ: “у кого де ся причащати? Попы деи по мздѣ ставлены, а митрополитъ деи владыки по мздѣ ставитъ”. И язъ молвилъ: “а се митрополита ставятъ не по мздѣ”. И онъ молвилъ: “коли деи въ Царьградъ ходилъ митрополитъ ставитися, и онъ деи патріарху дань давалъ, а нынѣ деи онъ бояромъ посулы даетъ тайно, а владыки деи митрополиту даютъ деньги: ино деи у кого причащатися”? И язъ позналъ, что стригалникъ еретикъ…» (Памятники Древле-Русской духовной письменности: Посланіе Геннадія, архіепископа Новгородскаго, къ Московскому собору 1490 года // Православный собесѣдникъ, Казань, 1863. Кн. I).
Иосиф Волоцкий, «Просветитель» (перевод), нач. XVI в.: «[Еретики] назвали ложным Божественное предвечное Рождество Христа от Отца и издевались над Его вочеловечением ради нашего спасения, говоря, будто у Бога Отца Вседержителя нет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных Ему, будто бы нет Святой Троицы. А когда в книгах говорится, что у Бога Отца Вседержителя есть Слово и Дух, то это означает произносимое слово и дыхание, которое растворяется в воздухе. Тот, Которого Писание называет Иисусом Христом, Сыном Божиим, еще не родился; когда же Он родится, то назовется Сыном Божиим не по естеству, но по благодати, так же, как Моисей, Давид и другие пророки. А Тот, Которого христиане называют Христом Богом, – простой человек, а не Бог: Он был распят иудеями и истлел в гробнице. Поэтому сейчас следует придерживаться Моисеева закона.
Еще они говорят так: неужели Бог не мог спасти Адама и род его от ада, неужели у Него не было Небесных Сил, пророков и праведников, чтобы послать их на исполнение Своей воли, неужели Он Сам сошел в виде нищего бедняка, вочеловечился, пострадал и этим победил дьявола? Не подобает Богу так поступать.
Они возносили многие хулы и поношения на Божественную Церковь и всечестные иконы, говоря, что не следует поклоняться созданию рук, не следует изображать на святых иконах Святую Троицу, поскольку Авраам видел Бога с двумя ангелами, а не Троицу. Они запрещали поклоняться божественным иконам и честному Кресту, бросали иконы в нечистые и скверные места, некоторые иконы они кусали зубами, как бешеные псы, некоторые разбивали, некоторые бросали в огонь и говорили: надругаемся над этими иконами так, как жиды надругались над Христом. О нечестивые языки, о мерзкие и гнилые уста, сказавшие эти богохульные слова!
Тогда подошла к концу седьмая тысяча лет от сотворения всего мира; еретики же говорили: семь тысяч лет прошло, и пасхалия закончилась, а второго пришествия Христова нет, – значит, творения отцов Церкви ложны и следует их сжечь. Они бесчестили не только отеческие творения, но и апостольские, говоря: почему нет второго пришествия Христова, уже время ему быть; ведь апостолы написали, что Христос родился в последние времена (1 Пет. 1, 20), уже тысяча и пятьсот лет прошло после Рождества Христова, а второго пришествия нет, – значит, творения апостолов ложны.
Еще они поносили творения святого Ефрема, говоря: его творения ложны, ибо он писал, что вот, уже идет Господь наш Иисус Христос судить живых и мертвых и что настал конец, – но после его творений прошла тысяча лет, а второго пришествия нет. И бесчестили они не только творения святого Ефрема, но и все Священное Писание и творения отцов Церкви.
Они бесчестили иноческий образ и иноческое житие, говоря, что иноки отступили от пророческого, евангельского и апостольского учения, своевольно по своему разумению придумали себе житие и, оставив Божии заповеди, живут по учениям человеческим. Иные же еретики говорили, что если бы иноческая жизнь была богоугодной, то Сам Христос и божественные апостолы были бы в иноческом образе, но Христа и святых апостолов пишут в образе мирском, а не в иноческом. Другие же говорили, что иноческий образ, схима, был дан Пахомию не ангелом. Если бы это был Божий ангел, он бы явился светлым, но он явился черным, а это признак бесовского действия…
Но и на этом не остановились скверные и нечистые еретики. Они упиваются и объедаются в святой Великий пост и во все святые посты, в среду и в пятницу едят мясо и оскверняются блудом и оскверненные входят в Божественные церкви и совершают святую Литургию…
Слово восьмое, против ереси новгородских еретиков, говорящих, что семь тысяч лет от сотворения мира прошло и пасхалия закончилась, а второго Христова пришествия нет, – следовательно, писания святых отцов ложны…
Когда святые Его ученики и апостолы спросили о конце мира, Он сказал так: “О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время” (Мк. 13, 32-33)… И еще, подобно тому, и святой апостол Петр говорит: “Придет же день Господень, как тать ночью” (2 Пет. 3, 10). А великому Иоанну Богослову Господь Сам говорит в Откровении: “Се, иду как тать” (Откр. 16, 15). И великий апостол Лука говорит в Деяниях: “Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в своей власти” (Деян. 1, 6-7)…
Но еретики, мудрствующие по-жидовски (я имею в виду Алексия протопопа, и Дениса попа, и всех, которые таким же образом думают и говорят), утверждают обратное: якобы святые отцы написали, что семь тысяч лет – здешнего жития, а восьмая тысяча – будущего века; ныне же семь тысяч лет прошло, а конца нет, значит, святые отцы солгали, и подобает их писания сжечь огнем…
Святой же Иоанн Дамаскин говорит так: сказано ведь, что век сего мира седмочислен, от сотворения неба и земли до общего воскресения людей. Ибо есть конец отдельный, каждому своя смерть; есть и общий всему конец, когда произойдет общее воскресение людей и наступит восьмой век. Премудрый Максим Исповедник сказал, что Господь явится в восьмой день, в пришествии Своем, и даст праведным непрестанное пребывание в блаженстве, грешникам же – непрестанное “увы!” И святой Исаак Сирин пишет: в этом веке нет восьмого. Смотри, что он пишет: в этом веке нет восьмого, то есть нет восьмого века, но если и восьмая тысяча настанет, однако век – седмочислен. И блаженный Анастасий, игумен Синайской горы, говорит: восьмым племенем Писание называет то, которое по седьмом настоящего века и связано с будущей жизнью и существованием, о чем предрекает обрезание на восьмой день; о восьми нас поучает премудрый Соломон: “Давай часть семи и даже восьми”, – то есть, иначе говоря: имей в житии сем попечение о грядущем и вечном житии. И святой Иоанн Лествичник сказал: семь – дела нынешнего седьмого века, восемь же знаменует век будущий… И еще много найдешь в Священном Писании свидетельств и извещений о том, что век сей называется седмочисленным и что Бог предпочел всем числам число семь…
То, чему Священное Писание нас учит и что законополагает явно и неприкровенно, – следует принимать как закон и хранить. А то, что говорится прикровенно, в притчах или многомудрыми словами, – о том подобает молиться Богу со смирением и многим трудом, и, советуясь с искусными, осваивать более делом, чем словом. Того же, что скрыто Священным Писанием, никоим образом не подобает отыскивать, ибо это по-скотски… Поступи так, как учит великий Златоуст: понятное – запомни, непонятное же и неясное – многократно прочти, если же и при частом чтении не сможешь уразуметь – ступай к мудрейшему, пойди к учителю. И Бог, видя, что ты имеешь такое усердие, откроет тебе все. Ибо незнание Писания и изобретение своих домыслов – опасная стремнина и пропасть глубокая. Ведь от этого и добро воспринимается как зло и лукавыми словами претолковывается так, чтобы развращать простецов. Незнание писания привело к растленному житию, породило ереси и небесное сделало земным.
От такого неразумия некоторые и ныне дерзают говорить: “Семь тысяч лет жить, а когда настанет восьмая тысяча – тогда конец будет”. Ты можешь прочесть все Писание, и не найдешь такого, но, как я уже сказал, там написано, что конец мира никому не ведом…»
Иосиф Волоцкий, послание Ивану III о еретиках, нач. XVI в.: «Государю великому князю Ивану Васильевичю всея Русии нищий твой, господине, грешный чернец Иосиф з братьею челом бью.
Что еси, государь, прислал в монастырь Пречистые к нам еретика Семена Кленова, да и его речи еретическиа написаны, что он мудръствовал, а велел еси его дръжать в монастыре, ино государь, о том есмя обрадовалися были вси, что еси показал ревность о благочестивей и православней християнстей вере, как прежний святии православнии христианстии царие, а ныне, государь, сказали нам, что еретиков по манастырем шлеш, ино, государь, нам нынешняя скорбь много горши первые, занеже, государь, миряном ползу твориш, а иноком погибель. А в писании, государь, того нет, кое еретиков по монастырем посылать: на всех, государь, соборех по проклятии еретиков посылали в заточение, да сажали по темницам, а не в монастыри посылали их. И который въсхощет покаятися, моему возможно и в темници каятися: в скорбех бо и бедах и во юзах паче услышит бог кающихся сердцем сокрушенным и смиренным. Мнози, государь, и православнии християне впадали в согрешения, да как почели каитися о своих гресех, и они на себя клали сами – иной вериги железны, а иной чепь на себе положил, а иной, государь, велел себя в погребе приковать чепью. И коли, государь, захотели каятися истинно от сердца, и оне себе не пощедели, а и согрешение их было не толь тяжко, да сами на муки себе предовати произвели. А нынешний, государь, еретики сами не производили каятися, – как ты, государь, почел их казнити смертными казнями, да и торговыми, и они, государь, почели каятися мук деля, а не Бога ради, и как еси потщался очистить святую Божию церковь от еретических скверн, так бы еси, государь, и о монастырех милость покозал, чтобы не погибли от еретическаго зла.
А яз тебе, государю моему, нищий твой з братьею, челом бью, и должни есмя Бога молити о твоем здравии и спасении» (Памятники старинной русской литературы, издаваемые Графомъ Григоріемъ Кушелевымъ-Безбородко. Выпускъ четвертый: Повести религіознаго содержанія, древнія поученія и посланія, извлеченныя изъ рукописей Николаемъ Костомаровымъ. СПб., 1862).
Иосиф Волоцкий, послание Василию III о еретиках, нач. XVI в.: «Послание старца Иосифа к великому князю Василью на еретики Господарю великому князю Василью Ивановичю всея Руси грешный чернец Иосиф, нищей твой, со священники и з братиею вси соборне со слезами челом бием.
Бога ради, господарь, и Пречистыа Богородицы, пожалуй, и попецыся, и промысли о Божественых церквах и о православной вере хрестьянстей и о нас, нищих своих и убогих, занежа, государь, от вышнея Божия десница поставлен еси самодержец и государь всея Руси. Глаголет бо Господь Бог пророкам: аз воздвигох тя с правдою царя, и приях тя за руку и укрепих тя. Сего ради слышите, царие и князи, и разумейте, яко от Бога дана бысть держава вам. Вас бо Бог в себе место избра на земли и на свой престол вознес, посади, милость и живот положи у вас. Вам же подобает, приемши от вы повеления правленья человеческаго рода, православным государем, царем и князем, не токмо о своих пещися и своего точью жития правити, но и все обладаемое от треволнения спасти и соблюдати стадо его от волков невредимо, и боятися серпа небесного, и не давати воля злотворящим человеком, иже душю с телом погубляющим: скверныя, глаголю, и злочестивыя еретики. Нам же лепо по царскому твоему остроумию и богопреданней мудрости воспоминати ти яко государю и яко владыце. Ты же, о боговенчанный владыка, яко же преже поревновал еси благочестивому и равноапостольному великому царю Константину, яко же он христианский род в своем царствии из рова преисподнего возведе, темнаго оного и богопротивнаго и втораго Июду, Ария, глаголю, до конца низложи, подобно же тому и ты сътворил еси з боговенчанным самодержцем и государем всея Руси с своим отцем с великим князем Иваном Васильевичем всея Руси. Темных онех и скверных новогородцких еретиков и отступников и жидовская мудрствующих до конца низложил еси с богохульными их предании, православную же и истинную и непорочную христианскую веру поколебавшююся и изнемогшюю от еретических и жидовских учений паки утвердил еси и всех верующих в святую и животворящую троицю сердца возвеселил еси. И якож исперва чистая и непорочная християнская вера по апостольских и Богоутверженых преданиих во всех наших церквах боголепно и благообразно цветет и проповедуетца.
Да ныне аще ты, государь, не подщишися и не подвигнешися о сих, не утолиши скверных еретик, темное их еретическое учение, ино, государь, погибнути всему православному християнству от еретических учений, яко ж и прежа много царства погибоша сим образом: Ефиопское великое царство, и Армейское, и Римское, иже много лета пребыша в православной вере християнстей, тако погибоша. Прихожаху бо преже немнози еретицы втай царствия и прелыцаху преже нищая человеки и убогия, потом же и благородныя, потом же прияша учение их и великия власти. Во многа жа лета вся царства отступиша от соборныя и апостольския церкви и от провославныя християнския веры.
Тако же и Руская великая земля, иже пятьсот лет пребысть в православной вере християнстей, егда ж враг человеческаго спасения диявол приведе скверныа еврея в Великий Новгород отселе за четыредесят лет, преже убо малых в жидовство отведоша, потом жа множество несведомо по всей Рустей земли. И аще бы не ты, государь, показал ревность о православной вере християнстей и любовь Господу Богу и Пречистой Богородици и ненависть к еретиком и казнь на иже жидовская мудроствующих, было бы уже безчисленое множество православных християн в жидовской вере. Аще ли же и ныне, государь, не потщишись. Бога ради и Пречистыя Богородица, как, государь, в первом обыску все ты, государь, обыскал и управил, тако и ныне тебе, государю, подобает о сем попещись, глава бо еси всем. Покажи ревность благочестия твоего, да видят вси царие славу православного царствия твоего. Придет бо ти от сего свет вечный и невечерний в тебе восияет, аще подобно сотвориши первым православным и благочестивым царем. Оне убо на всех соборех не точию епископы и священики еретики бывшая, но и потриярси и митрополиты по проклятии в темницы метаху, и сии никого от православных не прельстиша. А их же вероваху покоянию и даяху им свобожение, сии многа зла сотвориша и многия в ереси отведоша. Занеже, государь, инем нечим тое беды утолити.
Подобно ж тому бысть и в нашей земли Русстей. Самодержец и государь всея Русскыя земля князь великий Иван Васильевич, отец твой, по проклятии еретиков Захара черньца и Дениса попа повеле в темницу воврещи. И сии зле живот свой скончаша, и никого же от православных не прельстиша. А которые, государь, почали каятись, и отец твой, государь, их покаянию поверил и дал им ослабу, и те много неизреченна зла сотвориша и многих православных христьян в жидовство отведоша. Ино, государь, никому невозможно тое беды утолити, разве тобя, государя и самодержца всея Руския земля. И того ради непоколебимо и непревратно соблюдет и сохранит вышняго десница богом поставленое твое царство, самодержавный царю и владыка и с твоею благочестивою и великою княгинею. И мирна да будет и многодетна твоя держава и победительна со всеми повинующимись тебе христолюбивыми воинствы и с прочими людьми, да пребывает во веки и во век века во вся дни живота твоего и пропустит в род небесному царьствию сподобит».
«Москва – III Рим»
Послание митрополита Ионы литовским епископам, 1459 г.: «Донележе [в Царьграде] дръжаху, сынове, благочестие, ничтоже град не пострада; егда же своего благочестия отступи, весте, что пострадаше…»
Послание митрополита Ионы литовским епископам, 1460 г.: «Мы сподобихомся от Бога приати правление святыа си церкви в рустей земли въсиавшего благочестиа…»
«Слово избранное от святых писании еже на латыню...», ок. 1461-1462 гг.: «Ныне убо в [последних] временах, богопросвященная земля руская, святым правлением Божия Церкви тобе подобает в вселеннеи под солнечьним сианием с народом истиниаго в вере православья радоватися, одеявся светом благочестиа… дръжавою владеющего на тобе богоизбранного и боговъзлюбленнаго… споспешника благочестию истиннаго православья… великаго князя Василья Васильевича, боговенчанного православью царя всея Руси…»
Грамота митрополита Филиппа новгородцам, 1471 г.: «Святая великая наша съборная церкви православия Богом съблюдаема, якоже солнце сияше благочестием в всех Рускых землех истиннаго нашего великаго православия…»
«Словеса избранна от святых писаний о правде и смиренномудрии», 1470-е гг.: «Господь Бог… постави и своей боговозлюбленей земли Рустей главу… и устрой его яко пресветла светилника благочестию… и божественному закону хранителя, и крепка поборника по православии…»
Митрополит Зосима, «Изложение пасхалии на осмую тысячу», 1492 г.: «И ныне же, в последняя сиа лето, якоже и в перваа, прослави Бог сродника его (имеется в виду Владимир I), иже в православии просиавшего, благовернаго и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, новаго царя Констянтина, новому граду Констянтину – Москве и всей Русской земле и иным многим землям государя…»
«Повесть о новгородском Белом Клобуке» (перевод), кон. XV в.: «Послание Дмитрия Грека толмача новгородскому архиепископу Геннадию. Настоятелю пречестной и великой, святой соборной и апостольской церкви Софии, премудрости божьей, господину преосвященному архиепископу великого Новгорода и Пскова, владыке Геннадию слуга твоего святейшества Митя Малый челом бьет. По твоему святейшему благословению и по молитвам твоим достиг я великого города Рима в полном здравии и по твоему святейшему повелению в римских летописных книгах с трудом смог найти сказание о белом клобуке, потому что, боясь позора, там его очень скрывают. И вот поведаю тебе, как я нашел сказание об этом.
Прежде всего подольстился я к книгохранителю церкви римской по имени Яков и многими дарами его одарил… А потом и поведал ему рассказ весьма удивительный о том белом клобуке, который ты, святитель великого Новгорода, на главе своей носишь. И книгохранитель, как только услышал от меня все это, горько вздохнул и сказал: “От древнейших и самых надежных мужей у нас такая же повесть ходила об этом когда-то, будто клобук этот белый честной, о котором ты говоришь, создан был в этом великом городе Риме царем Константином и в знак почета римскому папе Селивестру дан был носить на главе. Но за многие наши грехи, сотворенные в Риме, этот клобук переслали в Константинополь к патриарху. Патриарх же послал его в Русскую землю в великий Новгород”. Я спросил: “Записано ли все это?” Он же ответил: “Есть изложение новое, а древнего нет”. И я в подробностях, но осторожно начал его расспрашивать, чтобы сказал он мне истину всю, об этом белом клобуке известную. И книгохранитель тот… поведал мне эту повесть…
[Константинопольскому патриарху Филофею] в ночном видении и явился юноша светлый и сказал: “Учитель святой, в давние времена римский царь Константин, после явления святых апостолов и вразумляемый богом, на похвалу святой и апостольской церкви и во славу блаженного папы Селивестра белый клобук изготовил на голове носить. Так вот, преступный папа римский теперь тот святой клобук захотел уничтожить, над ним надругавшись. По знаку устрашающего моего явления злой тот папа теперь к тебе посылает этот клобук. И когда придут к тебе посланцы с тем клобуком, ты прими его с честью и, благословляющую грамоту приложив, пошли тот святой клобук в Русскую землю в Великий Новгород, и пусть там Василий-архиепископ носит его на главе своей во славу святой соборной и апостольской церкви Софии, премудрости божьей, и на похвалу православным. Ибо только там теперь действительно держится православная христова вера…
Тем временем патриарх Филофей, видя, какой красотою святой клобук сияет, начал подумывать, не удержать ли его в Константинограде, чтобы носить на своей голове. И с тем он начал часто ходить к царю, хотел и писать ко всем патриархам и митрополитам, чтобы созвать их всех на собор. Но случилось так в воскресный день после заутрени, что вошел патриарх к себе и, как обычно, присел отдохнуть. И тут погрузился он в полузабытье и увидел во сне входящих к нему дверями двух неизвестных мужей, воистину светлых. Один точно воин с оружием, с царским венцом на голове, другой же, носящий на себе патриаршие ризы, украшен благородными сединами; и сказал второй патриарху: “Филофей, оставь помышления носить на своей голове белый клобук. Если бы господь наш Иисус Христос соизволил этому быть, то это случилось бы раньше и произошло бы при создании этого города. Но древле уже, по явлению света господня, сошедшего с небес, и божьего гласа, ко мне обращенного, был вразумляем я и постиг предстоящую нам латинскую ересь и то, что наступит в Риме отпадение от веры. И оттого не захотел я на голове своей носить святого того клобука и так же заповедал всем после меня. И в этом царствующем ныне граде Константина через какое-то время станут господствовать мусульмане за умножение грехов человеческих, и они все святыни осквернят и уничтожат, как было это предсказано еще и при создании города. Ибо древний Рим отпал от христианской веры по гордости и своевольству, в новом же Риме – в Константинограде, притеснением мусульманским христианская вера погибнет также. И только в третьем Риме, то есть на Русской земле, благодать святого духа воссияет. Так знай же, Филофей, что все христианские царства придут к своему концу и сойдутся в едином царстве русском на благо всего православия. Ибо в древние годы повелением земного царя Константина от этого царствующего града царский венец дан был русскому царю. Белый же этот клобук изволением небесного царя Христа ныне дан будет архиепископу Великого Новгорода. И насколько этот венец достойней того, потому что одновременно он есть и архангельской степени царский венец и духовной. Так что и ты не медли, этот святой клобук пошли в Русскую землю в Великий Новгород при первом же появлении святого ангела; и словам моим верь. Пусть же просветятся и восхвалятся в вере своей православные, и пусть не владычествуют над ними мусульмане, потомки поганых, и пусть не надругаются над клобуком, как это хотел сделать латинский папа. И так же как от Рима благодать и слава и честь были отняты, так и от царствующего града благодать святого Духа изымется в годы мусульманского плена и все святыни будут переданы богом великой Русской земле. Царя же русского возвеличит господь над всеми народами, и под власть его подпадут многие из царей иноплеменных. Патриарший чин также будет передан Русской земле в свое время из этого царствующего града. И прозовется страна та озаренною светом Россией, ибо бог пожелал подобным благословением прославить Русскую землю, наполнить величием православия и сделать ее честнейшей из всех и выше всех прежних”. И, так сказав, хотели они уйти, но патриарх, пребывая в великом страхе, пал им в ноги и вопросил: “Кто вы оба, господа мои, вы, вид которых столь ужаснул меня и от словес которых устрашилось сердце мое и вторгся трепет в кости мои?” И тот, кто был в патриарших ризах, сказал: “Я – папа Селивестр, пришел повелением божьим поведать тебе великую тайну божию о том, что сбудется в свое время”. И он же, рукою своею указывая на другого, пришедшего с ним, сказал: “А вот благоверный царь Константин Римский, которого я возродил в священной купели и привел к вере в господа нашего Иисуса Христа. И был он первым христианским царем и чадом моим во Христе, который изготовил мне этот белый клобук вместо царского венца”. И, так сказав и благословив патриарха, оба исчезли…»
«Сказание о великих князьях Владимирских», перв. четв. XVI в.: «…И в то время некии воевода новгородцкий, именем Гостомысл, скончевает свое житие, и созва вся владелца Новагорода, и рече им: “О мужии новогородьстии, совет даю вам аз, яко да пошлете в Прусьскую землю мужа мудрыя и призовите от тамо сущих родов владелца себе”. Они же шедше в Прузскую землю и обретоша тамо некоего князя именем Рюрика, суща от рода римъскаго Августа царя, и молиша князя Рюрика посланьницы от всех новогородцов, дабы шел к ним княжити. Князь же Рюрик пришед в Новъгород, имея с собою два брата, имя единому Трувор, а другому Синеус, а третей племянник его с ним имянем Олег; и от того времени наречен бысть великий Новград, и нача князь великий Рюрик первый княжити в нем в лето 6375. От великаго князя Рюрика князь Владимер 4-е колено, иже просвети Рускую землю святым крещением в лето 6496.
Поставление великих князей русских откуда бе, и како начашася ставити на великое княжение святыми бармами и царским венцем. В лета 6622 бысть сии князь великий Владимер Всеволодович, Манамах, князь великий киевъскии, пранук великаго князя Владимера, просветивъшаго Русскую землю, от него же 4-е колено. Той бо Мономах прозвася от таковыя вины. Егда седе в Киеве на великое княжение, начат съвет творити со князи своими, и з боляры, и с велможи, глаголя тако рече: “Егда аз мал семь преже мене царствовавших и хорюгви правящих скипетра великия Росия, якоже князь великий Олег ходил и взял со Царяграда велию дань на вся воя своя, и потом великий князь Всеслав Игоревич ходил и взял на Констянтине граде тяжчаишую дань. А мы есмя божнею милостию настолницы своих прародителей и отца своего великого князя Всеволода Ярославича и наследницы тоя же части от бога сподоблены, и ныне убо съвет ищу от вас, моея полаты, князей и бояр, и воевод, и всего над вами христолюбиваго воинства, и да превознесется имя святыя и живоначальныя троица вашея храбрости могутством божиею волею с нашим повелением, и кии ми съвет воздаете?” Отвещаста же великому князю Владимеру Всеволодовичю князи, и бэляря его, и воеводы и реша ему: “Сердце царево в руце божий, якоже есть писано, а мы есмя вей раби твои под твоею властию”. Великий же князь Владимер збирает воеводы благоискусны, и благоразумны, и благоразсудны, поставляет чиноначалники, и сотники, и пятидесятники, и совокупи многи тысяща воинств и отпусти их на Фракию Царяграда области, и поплениша их довольно, и возвратишася со многим богатеством здрави во свояси.
Тогда бе во Цареграде благочестивый царь Констянтин Манамах и в то время брань имея с персы и с латины. И составляет съвет благ премудрый царьскии, отряжает ужо послы своя к великому князю Владимеру Всеволодовичю митрополита ефесскаго Неофита от Асия и с ним два епископа, митулинскаго и мелетинскаго, и стратига антиохийскаго, игемона иерусалимского Иеустафия, и иных своих благородных. От своея же царьския выя снимает животворящий крест от самого животворящего древа, на немъже распятся владыка Христос, снимает же от своея главы царский венец и поставляет его на блюде злате; повелевает же принести крабейцу сердоликову, из нея же Августия царь римский веселящеся, посылает же и ожерелие, сиречь святыя бармы, иже на плещу свою ношаше, и чепь от злата аравитскаго сковану, и ины многи дары царьския, и дасть их митрополиту Неофиту и епископом и своим благородным посланником, и отпусти их к великому князю Владимеру Всеволодовичю, моля его и глаголя: “Приими от нас, боголюбивыи и благоверный княже, сия честные дарове, иже от начатка вечных лет твоего родства и поколениа царьских жребии на славу и честь на венчание твоего волнаго и самодержавнаго царствия. О нем же начнут молити тя наши посланницы, что мы от твоего благородия просим мира и любве, яко да церкви божия безмятежна будут и все православие в покои да пребудет под сущею властию нашего царства и твоего волнаго самодержавства великия Росия, да нарицаешися боговенчанный царь, венчан сим царьским венцем рукою святейшаго митрополита кир Неофита с епископы”. И с того времени князь великий Владимер Всеволодович наречеся Манамах, царь великия Росия, и потом пребыста прочаа времена с царем Констянтином князь великий Владимер в мире и любви. Оттоле и доныне тем царьским венцем венчаются великий князи владимерстии, его же прислал греческий царь Констянтин Манамах, егда поставятся на великое княжение росииское…»
Послание старца Елизарова монастыря Филофея дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину, перв. четв. XVI в.: «Посланіе старца Филоѳея, Елизарова монастыря, великаго князя къ дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю, въ немъ же на звѣздочетцы и на латыны…
О царствахъ же и о странахъ премѣненіе, не отъ звѣздъ сіе приходитъ, но отъ вседающаго Бога; о семъ пророкъ Исаія глаголетъ: аще послушаете мене, благая земная снѣсте; аще ли не послушасте, оружіе вы поястъ, уста бо Господня глаголаша сія. И паки вопросиша апостоли: Господи, аще въ лѣто се устрояеши царство израилево? Господь же рече имъ: нѣстъ ваше разумѣвати временъ и лѣтъ, ихъже Отецъ положи своею областію. Да внемли, Господа ради, въ которую звѣзду стали христіянская царства, еже нынѣ вси попраны отъ невѣрныхъ, якоже пророкъ глаголетъ: кто дастъ на разхищеніе Израиля; не Богъ ли, емуже согрѣшиша. Девятьдесятъ лѣтъ, како греческое царство разорися, и не созиждется; понеже они предаша православную греческую вѣру въ латынство. И не дивися, избранниче Божій, яко латыне глаголютъ: наше царство римское неподвижимо пребываетъ; аще быхомъ неправо вѣровали, не бы Господь снабдѣлъ насъ. Не подобаетъ намъ внимати прелестемъ ихъ. Во истину они суть еретицы, своею волею отпадше православныя христіянскія вѣры, паче же опрѣсночнаго служенія ради… Аще убо великаго Рима стѣны и столпове, и трикровныя палаты не плѣнены, но душа ихъ отъ діявола плѣнены быша, опрѣсноковъ ради…
О сихъ убо преупокоивше слово, мала нѣкая изречемъ словеса о нынѣшнемъ православномъ царствіи пресвѣтлѣйшаго и великостолпѣйшаго государя нашего, иже по всей поднебеснѣй единаго христіяномъ царя, и браздодержателя святыхъ Божіихъ престолъ, святыя вселенскія Церкви, иже вмѣсто римской и константинопольской, иже есть въ богоспасенномъ градѣ Москвѣ, святаго и славнаго Успенія Пресвятыя Богородицы, иже едина во всей вселеннѣй паче солнца свѣтится. И да вѣси, христолюбче и боголюбче, яко вся христіянская царства преидоша въ конецъ и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческимъ книгамъ, то есть россійское царство; два убо Рима падоша, а третій стоитъ, а четвертому не быти. Многажды апостолъ Павелъ поминаетъ Рима въ посланіихъ, въ толкованіи глаголетъ Римъ весь міръ; уже бо христіянской Церкви исполнися глаголъ блаженнаго Давыда: се покой мой въ вѣкъ вѣка, здѣ вселюся, яко изволихъ; по великому Богослову: жена оболчена въ солнце, и луна подъ ногами ей, и чадо въ руку ея. И абіе изыде змій отъ бездны, имѣя главъ 7 и седмь венецъ на главахъ ему. И хотяше чадо жены пожрети; и даны быша женѣ крылѣ великаго орла, да бѣжитъ въ пустыню; змiй же изъ устъ своихъ испусти воду, яко рѣку, да ю въ рѣцѣ потопитъ; воду же глаголетъ невѣріе. Видиши ли, избранниче Божій, яко христіянская царства потопишася отъ невѣрныхъ. Токмо единаго нашего государя царство, благодатію Христовою, стоитъ… Глаголетъ убо верховный апостолъ Петръ въ соборномъ посланіи: единъ день предъ Господемъ, яко тысяща лѣтъ, а тысяща лѣтъ яко день единъ; не опоздитъ Господь обѣта, еже обѣща, но долготерпитъ, не хотя нѣкія погубити, по хотя всѣхъ въ покаяніе вмѣстити…» (Памятники Древле-Русской духовной письменности: Посланіе Филоѳея, старца Псковскаго Елеазарова монастыря къ дьяку Михаилу Мунехину // Православный собесѣдникъ. Казань, 1861. Кн. II).
Послание старца Елизарова монастыря Филофея великому князю Василию III, перв. четв. XVI в.: «Посланіе къ великому князю Василію, въ немже о исправленіи крестнаго знаменія и о содомскомъ блудѣ.
Иже отъ вышняя и отъ всемощныя, всясодержащія десница Божія, имже царіе царствуютъ и имже велиціи величаются и силніи пишутъ правду, – тебѣ пресвѣтльйшему и высокостолнѣйшему государю великому князю, православному христіянскому царю и владыцѣ всѣхъ, браздодержателю святыхъ Божіихъ престолъ святыя вселенскія и апостолскія Церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успенія, иже вмѣсто римскія и константинопольскія просіявшу. Стараго убо Рима Церкви падеся невѣріемъ аполлинаріевы ереси; втораго же Рима Констянтинова града Церкви агаряне внуцы сѣкирами и оскордми разсѣкоша двери. Сія же нынѣ третьяго новаго Рима державнаго твоего царствія святая соборная апостольская Церкви, иже въ концыхъ вселенныя въ православной христіянстѣй вѣрѣ во всей поднебеснѣй паче солнца свѣтится. И да вѣсть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христіянскія вѣры снидошася въ твое едино царство: единъ ты во всей поднебеснѣй христіяномъ царь… Господь поможетъ ти, да аще добрѣ устроиши свое царство, будеши сынъ свѣта и гражданинъ вышняго Іеросалима. Якоже выше писахъ ти, и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христіянская царства снидошася во твое едино, яко два Рима падоша, а третій стоитъ, а четвертому не быти: уже твое христіянское царство инѣмъ не останется, по великому Богослову» (Памятники Древле-Русской духовной письменности: Посланіе старца Псковскаго Елеазарова монастыря Филоѳея къ великому князю Василію Іоановичу // Православный собесѣдникъ. Казань, 1863. Кн. I).
ВОПРОСЫ И ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
1. История эсхатологических представлений в средневековой Руси: их источники, основные сюжеты, хронологические «привязки». Русские летописи в контексте эсхатологических ожиданий. Подготовьте доклад(ы)
2. Ранние русские ереси (богомилы, стригольники) и борьба с ними официальной Церкви. Ересь жидовствующих и ее эсхатологический компонент. Подготовьте доклад(ы)
3. Идеологические концепции рубежа XV-XVI вв. («Повесть о новгородском белом клобуке»; «Сказание о князьях Владимирских»; «Москва – Третий Рим») и их эсхатологические основы. Подготовьте доклад(ы)
4. Внутриконфессиональные противоречия (иосифляне и нестяжатели) и их возможная эсхатологическая основа. Подготовьте доклад(ы)
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
Повесть о новгородском белом клобуке // Памятники литературы Древней Руси: середина XVI века. М., 1985.
Послания Иосифа Волоцкого. М.-Л., 1956.
Послания старца Филофея // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI в. М., 1984.
Сказание о князьях Владимирских // Памятники литературы Древней Руси: Конец XV – первая половина XVI века. М., 1984
Алексеев А.И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV – начала XVI вв. СПб., 2002.
Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков. XII-XIV вв. М., 2001.
Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М.-Л., 1955.
Карпов А.Ю. Об эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси в конце XI – начале XII века // Отечественная история. 2002. №2.
Карташев А.В. История Русской церкви. М., 1993. Т. I.
Клибанов А.И. Реформационное движение в России в XIV – первой половине XVI в. М., 1960.
Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.-Л., 1960.
Никульшин Д.А. Проблема превращения эсхатологической концепции монаха Филофея в идеологическую доктрину Московского государства // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. – 2002. – Вып. 4 (http://virlib.eunnet.net/).
Плигузов А.И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия. М., 2002.
Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.
Ужанков А.Н. Русское летописание и Страшный Суд (“Совестные книги” Древней Руси) // (http://www.pravoslavie.ru/).
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.
Якеменко Б.Г. Эсхатологическая идея в культуре средневековой России // Автореф. … дисс. канд. ист. наук. М., 1996.