назад  |  на главную  |  скачать  |  сделать закладку  |  к другим источникам  |  найти на странице

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕРВЫХ РУССКИХ КНЯЗЕЙ (ОТ РЮРИКА ДО СВЯТОСЛАВА)

 

Новгородская первая летопись мл. извода, ок. кон. XI в.: «В лѣто 6352 [854]. Начало земли Рускои. Живяху кождо съ родомъ своимъ на своихъ мѣстех и странахъ, владѣюща кождо родомъ своимъ. И быша три братия: единому имя Кии, второму емя Щекъ, третьому емя Хоривъ, а сестра их Лыбедь... И сотвориша градокъ, во имя брата своего старѣишаго наркоша имя Кыевъ…

По сих лѣтех братиа сии изгибоша; и быша обидими древьляны, инѣми околними. И наидоша я Козаре на горах сих сѣдяща в лѣсѣх, и рѣша: платите намъ дань... И по сих, братии тои, приидоста два Варяга и нарекостася князема: одиному бѣ имя Асколдъ, а другому Диръ; и бѣста княжаща Киевѣ, и владѣюща Полями; и бѣша ратнии съ Древляны и съ Улици.

Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словенѣ свою волость имѣли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше; а Чюдь своимъ родом; и дань даяху Варягомъ от мужа по бѣлѣи вѣверици; а иже бяху у них, то ти насилье дѣяху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди. И въсташа Словенѣ и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы, и изгнаша я за море; и начаша владѣти сами собѣ и городы ставити. И въсташа сами на ся воеватъ, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не бѣше в нихъ правды. И рѣша к себѣ: князя поищемъ, иже бы владѣлъ нами и рядилъ ны по праву. Идоша за море к Варягомъ и ркоша: земля наша велика и обилна, а наряда у нас нѣту; да поидѣте к намъ княжить и владѣть нами. Изъбрашася 3 брата с роды своими, и пояша со собою дружину многу и предивну, и приидоша к Новугороду. И сѣде старѣишии в Новѣгородѣ, бѣ имя ему Рюрикъ; а другыи сѣде на Бѣлѣозерѣ, Синеусъ; а третеи въ Изборьскѣ, имя ему Труворъ…

По двою же лѣту умре Синеусъ и брат его Труворъ, и прия власть единъ Рюрикъ, обою брату власть, и нача владѣти единъ. И роди сынъ, и нарече имя ему Игорь. И възрастъшю же ему, Игорю, и бысть храборъ и мудръ. И бысть него воевода, именемъ Олегъ, муж мудръ и храборъ. И начаста воевати, и налѣзоста Днѣпрь рѣку и Смолнескъ град. И оттолѣ поидоша внизъ по Днѣпру, и приидоша къ горам кыевъскым, и узрѣста городъ Кыевъ, и испыташа, кто в немъ княжить; и рѣша: два брата, Асколдъ и Диръ. Игорь же и Олегъ, творящася мимоидуща, и потаистася въ лодьях, и с малою дружиною излѣзоста на брегъ, творящася подугорьскыми гостьми, и съзваста Асколда и Дира. Слѣзъшима же има, выскакаша прочии воины з лодѣи, Игоревы, на брегъ; и рече Игорь ко Асколду: вы нѣста князя, ни роду княжа, нь азъ есмь князь, и мнѣ достоить княжити. И убиша Асколда и Дира... И сѣде Игорь, княжа, в Кыевѣ; и бѣша у него Варязи мужи Словенѣ, и оттолѣ прочии прозвашася Русью. Сеи же Игорь нача грады ставити, и дани устави Словеномъ и Варягомъ даяти, и Кривичемъ и Мерямъ дань даяти Варягомъ, а от Новагорода 300 гривенъ на лѣто мира дѣля, еже не дають. И пакы приведе себѣ жену от Плескова, именемъ Олгу, и бѣ мудра и смыслена, от нея же родися сынъ Святославъ…

В лѣто 6428 [920]. Посла князь Игорь на Грѣкы вои Русь скыдеи 10 тысящь... Въ время же то царствующю во градѣ Роману (правил в 920–944 гг.), и абие посла Романъ цесарь патрикыя Феофана съ вои на Русь, и огненымъ строемъ пожьже корабля рускыя. И възратишася Русь въ своя…

В лѣто 6429 [921]. Игорь и Олегъ пристроиста воя многы, и Варягы и Полянѣ и Словенѣ и Кривичи, и корабля многы бещисленыи.

В лѣто 6430 [922]. Иде Олегъ на Грѣкы и прииде къ Цесарю граду… И убояшася Грѣчи, и рѣша: нѣсть се Олегъ, нь святыи Дмитрии посланъ от бога на ны. И заповѣда Олегъ дань даяти на 100, 200 корабль, по 12 гривнѣ на человѣкъ, а в кораблѣ по сороку мужь. Самъ же взя злато и паволокы, и возложи дань, юже дають и доселѣ княземь рускымъ... Прииде Олегъ къ Кыеву и ко Игорю, несыи злато и паволокы и вино и овощь. И прозваша и Олга вѣщии; и бяху людие погани и невѣгласи. Иде Олегъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу, и с того умре; есть могыла его в Ладозѣ.

Игорь же сѣдяше в Киевѣ княжа, и воюя на Древяны и на Угличѣ. И бѣ у него воевода, именемь Свѣнделдъ; и примучи Углѣчѣ, възложи на ня дань, и вдасть Свѣньделду. И не вдадяшется единъ град, именемъ Пересѣченъ; и сѣде около его три лѣта, и едва взя… И дасть же дань деревьскую Свѣнделду, и имаша по чернѣ кунѣ от дыма. И рѣша дружина Игоревѣ: се далъ еси единому мужевѣ много. Посем скажемъ въ преключившихся лѣтех сих.

В лѣто 6431. В лѣто 6432. В лѣто 6433. В лѣто 6434. В лѣто 6435. В лѣто 6436. В лѣто 6437. В лѣто 6438. В лѣто 6439. В лѣто 6440. В лѣто 6441. В лѣто 6442. В лѣто 6443. В лѣто 6444. В лѣто 6445. В лѣто 6446. В лѣто 6447.

В лѣто 6448 [940]. В се лѣто яшася Уличи по дань Игорю, и Пересѣченъ взят бысть. В се же лѣто дасть дань на них Свѣнделду.

В лѣто 6449.

В лѣто 6450 [942]. Въдасть дань деревьскую Свѣнделду тому же.

В лѣто 6451. В лѣто 6452.

В лѣто 6453 [945]. В то же лѣто ркоша дружина ко Игоревѣ: отрочи Свѣньлжи изодѣлися суть оружиемъ и порты, а мы нази; а поиди, княже, с нами на дань: а ты добудеши, и мы. И послуша их Игорь, иде в данѣ, и насиляше имъ и мужи его; и возмя дань, поиде въ свои град. Идущу же ему въспять, размысливъ, рече дружинѣ своеи: идѣте с данью домовъ, а язъ возвращуся и похожю еще. И пусти дружину свою домовѣ, с малою дружиною възратися, желая болшаго имѣниа. Слышавше Древляне, яко опять идет, сдумавше же Древляне съ княземъ своимъ Маломъ: аще ся волкъ въ овця ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют его; тако и сеи, аще его не убиемъ, то все ны погубит. И послаша к нему, глаголюще сице: почто идеши опять; поималъ еси всю дань. И не послуша Игорь; и изшедше Древлянѣ из града Корестеня противу, и убиша Игоря и дружину его: бѣ бо их мало. И погребоша Игоря; и есть могыла его близъ града Коростеня въ Древех и до сего дни. А Олга же бяше в Киевѣ съ сыномъ своимъ дѣтьскомъ Святославомъ, и кормилець его Асмудъ, и воевода бѣ Свѣньделдь…

Начало княженья Святославля. В лѣто 6454 [946]. Олга съ сыномъ своимъ Святославомъ събра вои многы и храбры, иде на Деревъскую землю. Изидоша Древляне противу; и снемшимася обѣима полкома на совокупъ, и суну копьем Святославъ на Древляны, и копие летѣ сквозѣ уши коневѣ, бѣ бо велми дѣтескъ. И рече Свѣнделдъ и Асмуд: князь уже потяглъ; потягньмъ, дружино, и мы по князѣ. И побѣдиша Древляны; и возложиша на них дань тяжку, и двѣ части дани Кыеву идет, а третьяя Вышегороду ко Олзѣ: бѣ бо Вышегород Олгинъ град. И иде Олга по Деревостѣи землѣ съ сыномъ своимъ и с дружиною своею, уставляющи уставы и урокы; и суть становища ея и ловища. И прииде въ свои град Кыевъ съ сыномъ своимъ Святославомъ, и пребывши лѣто едино.

В лѣто 6455 [947]. Иде Олга к Новугороду, и устави по Мьстѣ погосты и дань; и ловища ея суть по всеи земли, и знамение и мѣста по всеи земли, и погосты; а санхи ея стоять во Пьсковѣ и до сего дни; по Днѣпру перевѣсища и села, и по Деснѣ есть село ея и доселѣ. И възвратися къ сыну своему Кыеву, и пребываше с нимъ въ любви.

В лѣто 6456. В лѣто 6457. В лѣто 6458. В лѣто 6459. В лѣто 6460. В лѣто 6461. В лѣто 6462.

В лѣто 6463 [955]. Иде Олга во Грекы и прииде Цесарю граду…

В лѣто 6464. В лѣто 6465. В лѣто 6466. В лѣто 6467. В лѣто 6468. В лѣто 6469. В лѣто 6470. В лѣто 6471.

В лѣто 6472 [964]. Князю Святославу възрастъшю и возмужавшю, нача вои совокупляти многы храбры; и бѣ бо самъ храборъ, и легко ходя, акы пардусъ; воины многы творяше ходя, а возовъ по собѣ не вожаше, ни котла, ни мясъ варяше, нь потонку мяса изрѣзавше, конину или звѣрину, грядину на углех испекъ, ядяше; ни шатра имяше, нь подклад постилаше, а сѣдло в головах; такоже у него и прочии вси вои бѣху. И накы посылаше къ странамъ, глаголя имь сице: хощу на вы ити. И абие поиде на Оку рѣку и на Волгу. И налѣзе Вятици, и рече Вятицемъ: кому дань даете. Они же рѣша: Козаромъ дань даемь по щьлягу от рала.

В лѣто 6473 [965]. Иде Святославъ на Козары. Слышавши же Козары, изидоша противу съ княземъ своим каганомъ, и съступишася на бои, и бысть брань, одолѣ Святославъ Козаромъ, и град ихъ Бѣлу вежю взя. И Ясы побѣди и Касогы, и приведе Кыеву…

В лѣто 6475 [967]. Иде Святославъ на Дунаи на Болгары. И бившемся обоимъ, одолѣ Святославъ Болгаромъ, и взя городовъпо Дунаю, и сѣде княжа ту въ Переяславци, и емля дань на Грецехъ.

В лѣто 6476 [968]. Приидоша Печенѣзѣ на Рускую землю прѣвѣе; а Святославъ въ Переяславци затворися; а Олга въ градѣ со внукы своими: съ Ярополкомъ и Олгомъ и съ Володимиромъ въ градѣ Кыевѣ. И оступиша Печенѣзи град въ силѣ тяжьцѣ, бещисленое множество около града; и не бѣ лзѣ из града вылѣсти, ни вѣсти послати; изнемогаху людие гладомъ и жажею… И послаша кыянѣ къ Святославу послы, глаголюще: ты, княже, чюжеи землѣ ищеши и блудиши, своея ся охабивъ; мало бо насъ не взяша Печенѣзи, матерь твою и дѣтеи твоих. Аще не приидеши, ни оборонѣши насъ, да пакы ны возмут… То слышавъ Святославъ, вборзѣ сѣдши на коня съ дружиною своею, прииде Кыеву, и цѣлова матерь свою и дѣти своя; съжалися о бывшимъ от Печенѣгъ, и собра воя, и прогна Печенѣгы в поле; и бысть мирно.

В лѣто 6477. [969] И рече Святославъ къ матери своеи и къ бояромъ своимъ: не любо ми есть жити въ Киевѣ, нь хощю жити въ Переяславци и в Дунаи, яко то есть среда земли моеи, яко ту вся благая сходятся: от Грекъ паволокы, злато и вино, овощевѣ различнии; а и-Щехъ и из Угровъ сребро и конѣ, а изъ Русѣ же скора и воскъ и мед и челядь…

В лѣто 6478 [970]. Святославъ посади Ярополка в Киевѣ, а Олга въ Древлянѣхъ... И пояша новгородци Володимира к собѣ...

В лѣто 6479 [971]. …И поиде Святославъ на Грѣкы, и изидоша противу Руси… Исполчишася Русь, тако же и Грѣци противу исполчишася; и сразистася обои полъци, и оступиша Русь, и бысть сѣча велика зѣло; и одолѣ Святославъ, и бѣжаша Грецѣ. А Святославъ пакы поиде къ граду, воюя и грады разбивая, иже стоять пусты и до днешняго дне… Послаша переяславци къ Печенѣгомъ, глаголюще сице: идеть вы Святославъ в Русь, вземъ имѣние много у Грѣкъ и полонъ бещисленыи, с маломъ дружины. Слышавши же Печенѣзѣ, и заступиша Печенѣзи порокы. И прииде Святославъ к порогомъ, и не бѣ лзѣ проити; и ста зимовати в Бѣлобережьи…

В лѣто 6480 [972]. Поиде Святославъ в порогы, и нападе Куря, князь Печенѣжьскыи и убиша Святослава, и взяша главу его, и во лбѣ его сдѣлаша чашю и пиаху изъ неи…»

 

Повесть временных лет (Ипатьевская летопись), нач. XII в.: «В лѣт̑ . ҂s҃ . т҃ . ѯ҃ . [6360(852)] индикта . е҃ı . наченшю Михаилу цс̑рьствовати . нача сѧ прозывати Рускаӕ землѧ . ѡ семъ бо оувѣдахом̑ . ӕко при̑ сем̑ цс̑ри приходиша Русь . на Цс̑рьград̑ . ӕко же писашеть в лѣтописании Грѣцком̑ . тѣмь же и ѿселѣ почнем̑ . и числа положим̑

В лѣт̑ . ҂s҃ . т҃ . ѯ҃ . а҃ . є ❙ В лѣт̑ . ҂s҃ . т҃ . ѯ҃ . в҃ . є ❙ В лѣт̑ . ҂s҃ . т҃ . ѯ҃ . г҃ . є ❙ В лѣто . ҂s҃ . т . ѯ҃ . д҃ . є ❙ В лѣто . ҂s҃ . т҃ . ѯ҃ . е҃ . є …

В лѣ . ҂s҃ . т҃ѯ҃з҃ . [6367(859)] имаху дань Варѧзи . приходѧще изъ заморьӕ . на Чюди . и на Словѣнехъ . и на Мерѧхъ. и на всѣхъ Кривичахъ. и а Козаре имахуть на Полѧнех̑ . и на Сѣверехъ. и на Вѧтичихъ . имаху по бѣлѣ . и вѣверици . такоѿ дыма ❙

В лѣт̑ . ҂s҃ . т҃ . ѯ҃и ❙ В лѣто . ҂s҃ . т҃ . ѯ҃ѳ ❙

В лѣто . ҂s҃ . т҃ . о҃ [6370(862)] ❙ И изгнаша Варѧгы за море . и не даша имъ дани . и почаша сами в собѣ володѣти . и не бѣ в нихъ правды . и въста родъ на род̑ . и быша оусобицѣ в них̑ . и воєвати сами на сѧ почаша. и коша поищемъ сами в собѣ кнѧзѧ . иже бы володѣлъ нами и рѧдилъ . по рѧду по праву . идоша за море к Варѧгом̑ . к Руси… ркоша . Русь . Чюдь Словенѣ . Кривичи . и всѧ землѧ наша велика . и ѡбилна . а нарѧда въ неи нѣтъ да поидете кнѧжит̑ и володѣть нами . и изъбрашасѧ . триє брата. с роды своими . и поӕша по собѣ всю Русь . и придоша къ Словѣномъ пѣрвѣє. и срубиша город̑ Ладогу и сѣде старѣишии в Ладозѣ Рюрикъ . а другии Синєоусъ на Бѣлѣѡзерѣ . а третѣи Труворъ въ Изборьсцѣ . и ѿ тѣхъ Варѧгъ . прозвасѧ Рускаӕ землѧ . по дъвою же лѣту . оумре Синеоусъ . и братъ єго Труворъ . и приӕ Рюрикъ власть всю ѡдинъ . и пришед̑ къ Ильмєрю . и сруби город̑ надъ Волховом̑ . и прозваша и Новъгород̑ . и сѣде ту кнѧжа̑ . и раздаӕ мужемъ своимъ волости . и городы рубити... и бѧста оу него два мужа не племени єго. но боӕрина . и та испросистасѧ къ Цс̑рюграду. с родом̑ своимъ . и поидоста по Дънепру . идучи мимо . и оузрѣста на горѣ городокъ. и въспрошаста ркуще. чии се городъ . ѡни же ркоша была сут̑ . три братьӕ . Кии . Щекъ . Хоривъ . иже сдѣлаша годъ сии . и изъгыбоша. а мы сѣдимъ въ городѣ ихъ. и платимы дань Козаром̑ . Аско̑лдъ же и Диръ . ѡстаста в городѣ семъ . и многы Варѧгы съвокуписта . и начаста владѣти Польскою землею . Рюрику же кнѧжѧщю в Новѣгородѣ ❙

лѣт̑. ҂s҃ . т҃ . о҃а ❙ лѣт̑. ҂s҃ . т҃ . о҃в ❙ лѣт̑. ҂s҃ . т҃ . о҃г ❙

лѣт̑ ҂s҃ . т҃ . о҃д . [6374(866)] Иде Асколдъ и Дирд̑ъ на Грѣкы… абьє бурѧ с вѣтром̑ въста . и волнамъ великымъ въставшим̑ засобь . и безъбожныхъ Руси кораблѧ смѧте . и къ берегупривѣрже. и изби ӕ . ӕко малуихъ ѿ таковыӕ бѣды избыти . и въ своӕси възвратишасѧ ❙

В лѣто . ҂s҃. т҃. о҃е❙ В лѣто . ҂s҃ . т҃ . о҃s . В лѣт̑ . ҂s҃ . т҃ . о҃и ❙ В лѣто . ҂s҃ . т҃ . о҃ѳ ❙ В лѣто . ҂s҃ . т҃ . п҃ ❙ В лѣто . ҂s҃ . т҃ . п҃а ❙ В лѣто . ҂s҃ . т҃ . п҃в . ❙ В лѣто . ҂s҃ . т҃ . п҃г ❙ В лѣт̑ . ҂s҃ . т҃ . п҃д ❙ В лѣто . ҂s҃ . т҃ . п҃е ❙ В лѣто . ҂s҃. т҃. п҃s❙ В лѣто . ҂s҃. т҃. п҃з [6387(879)] ❙ Оумѣршю же Рюрикови . прє̑дасть кнѧжениє своє Ѡлгови . ѿ рода єму суща. въдавъ єму на руцѣ сн҃а своєго Игорѧ . бѧше бо молодъ велми ❙

В лѣто . ҂s҃ . т҃ . п҃и ❙ В лѣто . ҂s҃ . т҃ . п҃о❙

В лѣто . ҂s҃ . т҃ . ч҃ [6390(882)] ❙ Поиде Ѡлгъ поємъ вои свои многы . Варѧгы Чюдь. Словѣны . Мѣрю . Весь. Кривичи. и... и при̑доста къ горамъ Києвьскымъ . и оувидѣ Ѡлгъ . ӕко Ѡсколдъ и Дирд̑ъ кнѧ̑жита . и похорони вои въ лодьӕхъ. а другыӕ назади ѡстави . а самъ прид̑ . носѧ Игорѧ молода и приступль . под̑ Оугорьскоє . похоронивъ вои свои . и посла къ Асколду . и Диру гл҃ѧ . ӕко гостьє єсмы . идемъ въ Грѣкы ѿ Ѡлга . и ѿ Игорѧ̑ кнѧжича. да прииде так роду своєму к намъ… и реч̑ Ѡлгъ къ Асколодови. и Дирови . вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧ̑жѧ . но азъ єсмь роду кнѧ̑жа . и вынесоша Игорѧ . сь сн҃ъ Рюриковъ . и оубиша Асколода и Дирд̑а... и сѣде Ѡлегъ . кнѧжа в Кыєвѣ . и реч̑ Ѡлегъ . се буди мт҃и городом̑ Рус̑скымъ . и бѣша оу него Словѣни . и Варѧзи . и прочии прозвашасѧ Русью . се же Ѡлегъ нача городы ставит̑ . и оустави дани Словѣнм̑о и Кривичемъ . и Мерѧмъ . и оустави Варѧгом̑ дань даӕти . ѿ Новагорода . т҃ . гри̑венъ на лѣт̑ . мира дѣлѧ єже до см҃рти Ӕрославлѧ даӕше . Варѧгом̑

В лѣт̑ . ҂s҃ . т҃ . ч҃а . [6391(883)] Поча Ѡлегъ воєвати на Дрєвлѧны . и примучивъ ӕ . поча̑ на них̑ дань имать . по черьнѣ кунѣ ❙

В лѣт̑ . ҂s҃ . т҃ . ч҃в . [6392(884)] Ѡде Ѡлегъ̑ на Сѣвѧры. и побѣди Сѣверы. и възложи на нихъ дань легъку . и нє дасть имъ Козаромъ дани даӕти . рекъ азъ имъ противенъ . а вамъ не чему❙

В лѣт̑ . ҂s҃ . т҃ . ч҃г . [6393(885)] Посла Ѡлегъ к Радимичем̑ ркѧ. кому дань даєте . ѡни же рѣша Козаром̑ . и реч̑ имъ Ѡлегъ . не даваите Козаромъ но мнѣ даваитє . и вдаша Ѡлгови по щелѧгу ӕко же и Козаромъ даӕху . и бѣ ѡбладаӕ Ѡлегъ Деревлѧны . Полѧми . Радимичи . а со Оуличи и Тиверьци имѣӕше рать ❙

В лѣто . ҂s҃. т҃. ч҃д❙ В лѣт̑. ҂s҃ . т҃ . ч҃е ❙ Влѣто . ҂s҃ . т҃ . ч҃s ❙ В лѣто . ҂s҃ . т҃ . ч҃з ❙ В лѣто . ҂s҃ . т҃ . ч҃и ❙ В лѣто . ҂s҃ . т҃ . ч҃ѳ ❙ В лѣто . ҂s҃ . у҃ ❙ В лѣто . ҂s҃ . у҃ . . а҃ ❙ В лѣто . ҂s҃ . у҃ . . в҃ ❙ В лѣто . ҂s҃ . у҃ . г҃ ❙ В лѣто . ҂s҃ . у҃ . д ❙ В лѣто . ҂s҃ . у҃ . е҃❙…

В лѣто . ҂s҃ . у҃ . а҃ı [6411(903)] ❙ Ігореви възрастъшю . и хожаше по Ѡлзѣ и слуш̑ше єго . и приведоша єму жену ѿ Плескова . именемь Ѡльгу ❙

В лѣто . ҂s҃ . у҃ . в҃ı ❙ В лѣто . ҂s҃ . у҃ . г҃ı ❙ В лѣто . ҂s҃ . у҃ . д҃ı ❙

В лѣто . ҂s҃ . у҃ . е҃ı [6415(907)] ❙ Іде Ѡлегъ на Грѣкы . Игорѧ ѡставивъ Кыєвѣ̑ . поӕ же множьство Варѧгъ . и Словѣнъ . и Чюди . и Кривичи . и Мерю . и Полѧны . и Сѣверо и Деревлѧны . и Радимичи . и Хорваты . и Дулѣбы . и Тиверци . ӕже суть толковины . си вси звахутьс̑ Великаӕ Скуфь…

В лѣто . ҂s҃ . у҃ . s҃ı ❙ В лѣто . ҂s҃ . у .з҃ı ❙ В лѣто . ҂s҃ . у҃ . и҃ı❙

В лѣто . ҂s҃ . у҃ . к҃. [6419(911)] Посла Ѡлегъ мужи свои построити мира . и положити рѧды межи Грѣкы и Русью…

В лѣто . ҂s҃ . у҃ . к҃а . [6421(913)] Поча кнѧ̑жити . Игорь по Ѡльзѣ... и Деревлѧнѣ заратишасѧ . ѿ Игорѧ по Олговѣ смѣрти ❙

В лѣто . ҂s҃ . у҃ . к҃в . [6422(914)] Иде Игорь на Древлѧны. и побѣдивъ възложи на нѧ дань болю Ѡльговы…

В лѣт̑ . ҂s҃ . у҃ . к҃г . [6423(915)] Приидоша Печенѣзи . пѣрвоє на Рускую землю . и створивше миръ съ Игоремъ…

В лѣт̑ . ҂s҃ . у҃ . к҃и [6428(920)] ❙ Поставьленъ Романъ црс̑мъ въ Грѣцѣхъ . Игорь же воєваше на Печенѣгы ❙…

В лѣто . ҂s҃ . у҃ . н҃ [6450(942)] ❙ .... в се же лѣто родисѧ Ст҃ославъ оу Игорѧ ❙…

В лѣто . ҂s҃ . у҃ . н҃г . [6453(945)] Присла Романъ и Костѧнтинъ . и Стефанъ слы къ Игореви̑ . построити мира пѣрваго. Игорь же гл҃авъ с ним̑ ѡ мирѣ . посла Игорь мужи свои къ Роману… мы ѿ рода Рускаго слы . и гостьє Иворъ солъ Игорєвъ великаго кнѧзѧ Рускаго . и ѡбьчии сли . Вуєфастъ Ст҃ославль сн҃а Игорева. Искусєви Ѡлгы кнѧгынѧ. Слуды Игорєвъ . нєтии Игорєвъ . Оулѣбъ Володиславль . Каницаръ Перъславинъ . Шигобернъ . Сфандръ . жены Оулѣбовы . Прастенъ . Турдуви . Либи . Арьфастов . Гримъ Сфирковъ . Прастѣнъ . Ӕкунъ . нетии Игоревъ . Кары Тудковъ . Каршевъ . Тудоровъ . Єгри . Єрлисковъ . Воистовъ . Иковъ . Истръ Ӕминдовъ . Ӕтьвѧгъ Гунаревъ . Шибьридъ . Алдань . Колъ Клєковъ . Стегги Єтоновъ . Сфирка . Алвадъ Гудовъ . Фудри Тулбовъ . Муторъ . Оутинъ купѣць . Адунь . Адолбъ . Ангивладъ . Оулѣбъ . Фрутанъ . Гомолъ . Куци Ємигъ . Турьбридъ . Фурьстѣнъ . Бруны Роалъдъ . Гунастръ . Фрастѣнъ . Инъгелдъ . Турбернъ̑ . и другии Турбернъ . Оулѣбъ . Турбенъ . Моны . Руалдъ . Свѣньстиръ . Алданъ . Тилии . Апубкарь . Свѣнь . Вузелѣвъ . и Синько биричь . послании ѿ Игорѧ . великого кнѧзѧ Рускаго . и ѿ всеӕ кнѧжьӕ . и ѿ всѣх людии Рус̑коє земли…»

 

Устюжский летописный свод, нач. XVI в.: «Иде Олг на Греки… и приидоша ко Царюграду… Бысть же тогда царь Роман (правил в 920–944 гг.) и посла патрекея Феофана с воины на русь; огненым строением пожже корабля руския, и возвратишася русь восвояси без успеха; потом же… на третье лето приидоша в Киев…

Сей же Олг… умре… егда иде от Царягорода, перешед море…»

 

Ибн Мискавейх, «Книга испытаний народов и осуществления заданий», нач. XI в. (о событиях 943/44 г. в Берда’а): «Они (Русы) проехали море, которое соприкасается со страной их, пересекли его до большой реки, известной под именем Куры, несущей воды свои из гор Азербайджана и Армении и втекающей в море. Река эта есть река города Берда’а… Вступили в него Русы и овладели им.

Рассказали мне Абу-Аббас-ибн-Нудар, а также некоторые из исследовавших, что люди эти (Русы) вошли в город, сделали в нём объявление, успокаивали жителей его и говорили им так: “Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственно, чего мы желаем, это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас – хорошо повиноваться нам”. Подступили со всех окрестных земель к ним (Русам) мусульманские войска. Русы выходили против них и обращали их в бегство. И бывало не раз так вслед за ними (Русами) выходили жители Берда’а и, когда мусульмане нападали на Русов, они кричали “Аллах велик” и бросали в них камни. Тогда Русы обратились к ним и сказали, чтобы они заботились только о самих себе и не вмешивались в отношения между властью и ими (Русами). И приняли это во внимание люди, желающие безопасности, главным образом это была знать. Что же касается простого народа и большей части черни, то они не заботились о себе, обнаруживали то, что у них в душах их, и препятствовали Русам, когда на них вели нападение сторонники власти. После того, как это продолжалось некоторое время, возвестил глашатай Русов: “Не должен оставаться в городе ни один из жителей его”. Дали мусульманам отсрочку на три дня от дня этого объявления. И вышли все, у кого только было вьючное животное, которое могло увести его, жену его и детей его. Таких ушедших было немного. Пришёл четвёртый день, и большая часть жителей осталась. Тогда Русы пустили в ход мечи свои и убили много людей, не сосчитать числа их. Когда убийство было закончено, захватили они в плен больше 10000 мужчин и юношей вместе с жёнами, женщинами и дочерьми. Заключили Русы женщин и детей в крепость внутри города, которая была шахристаном этих людей (Русов), где они поместились, разбили лагерем свои войска и укрепились. Потом собрали мужчин в мечети соборной, поставили к дверям стражу и сказали: “Выкупайте себя…”

Таким образом, скопилось у Русов в городе Берда’а большое богатство, стоимость и достоинство которого были велики. Овладели они женщинами и юношами, прелюбодействовали с теми и другими и поработили их…

Пошел он (Марзубан) во главе 30 000 человек, но не мог сопротивляться Русам, несмотря на большое число собранных им сил, не мог произвести на них даже сильного впечатления… Случилось ему [на пользу], что Русы после того, как завладели Мерагой, набросились на плоды, которых было много сортов, и заболели. Началась среди них эпидемия, ибо в стране Русов очень холодно и не растет там никакого дерева, только привозят к ним небольшое количество плодов из стран, отдаленных от них. После того, как большое число их погибло, а Марзубан размышлял о военной хитрости, пришло ему на ум, что сможет устроить засаду ночью… После того, как они приступили к выполнению этой хитрости, Марзубан и его войска выступили вперед. Вышли и Русы, начальник их сидел на осле; вышли и воины его и построились для битвы… Вышли тогда те, кто был сзади Русов, мы устояли в битве с ними и убили из них 700 человек. Среди убитых был и начальник их. Оставшиеся [в живых] ушли в крепость, где они поселились и куда свезли в большом количестве пищу и много запасов и где поместили они своих пленников и свое имущество…

Не прекращали войска Марзубана войны с Русами и осады до тех пор, пока последние не были окончательно утомлены. Случилось, что и эпидемия усилилась. Когда умирал один из них, хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и орудия, и жену или кого-нибудь другого из женщин, и слугу его, если он любил его, согласно их обычаю. После того, как дело Русов погибло, потревожили мусульмане могилы их и извлекли оттуда мечи их, которые имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства.

Когда уменьшилось число Русов, вышли они однажды ночью из крепости, в которой они пребывали, положили на свои спины всё что могли из своего имущества, драгоценностей и прекрасного платья, остальное сожгли. Угнали женщин, юношей и девушек столько, сколько хотели, и направились к Куре. Там стояли наготове суда, на которых они приехали из своей страны; на судах матросы из 300 человек Русов, с которыми поделились они частью своей добычи, и уехали. Бог спас мусульман от дела их».

 

Мовсес Каланкатуаци, «История страны Алуанк», Х в.: «В то самое время с севера нагрянул народ незнакомый и чуждый, прозванный рузиками, [численностью] не более трех тысяч. Подобно вихрю, прорвались они через проход обширного моря Каспийского, внезапно достигнув Партава (Берда’а), столицы Алуанка, который не сумел оказать им сопротивление. И город был предан мечу. Отняли они у жителей города все их богатство и имущество. И хотя сам Салар осадил их, но не смог причинить им никакого вреда, ибо те были сильны и непобедимы. Тогда женщины города задумали отравить рузов, дав им напиться из чаши смерти, но те, узнав об этой измене, стали беспощадно истреблять и женщин, и детей их. Пробыв там месяцев шесть, они оставили совершенно опустошенный и разграбленный город и тайно возвратились в свою страну со всевозможной добычей».

 

Ибн Русте, «Книга драгоценных сокровищ», 903–913 гг.: «В самом начале границы страны Славян находится город, по имени Куяб…» (Ибн-Даста. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р.Х.). – СПб., 1870).

 

Ибн Хаукаль, «Книга путей и стран», сер. Х в.: «Русы. Их три группы (джинс). Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийа, и [третья] группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу…» (BGA. T. II. P. 397; Новосельцев. 1965. С. 412). Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 217.

 

 Константин Багрянородный, «Об управлении империей», ок. 950 г.: «О росах, отправляющихся с однодеревками из Росии в Константинополь… приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии – рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] вхожи в эту самую реку и отправляются в Киаву. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам…

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется “кружением”, а именно – в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы, они оснащают [их] и отправляются в Романию» (Константин. С. 45–51). Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 97–98.

 

Письмо хазарского еврея, т.н. «Кембриджский документ», Х в.: «И еще во дни царя Иосифа, моего господина, искали его поддержки, когда были преследования [евреев] во дни злодея Романуса. Когда это стало известно моему господину, он уничтожил многих необрезанных. Но злодей Романус послал большие дары Х-л-гу, царю Руси, подстрекнув его совершить злое дело. И пришел тот ночью к городу С-м-к-рии и захватил его обманным путем, так как не было там правителя, раб-Хашмоная. И стало это известно Бул-ш-ци, он же досточтимый Песах, и пошел тот в гневе на города Романуса и перебил [всех] от мужчин до женщин. И захватил он три города и, кроме того, много селений. Оттуда он пошел к [городу] Шуршун и воевал против него… И вышли они из земли подобно червям… Исраиля и умерло из них 90 человек… И избавил от руки русов и поразил всех находившихся там мечом. И пошел он оттуда на Х-л-гу и воевал с ним [четыре] месяца, и Бог подчинил его Песаху, и он направился и нашел добычу, которую [Х-л-гу] захватил в С-м-к-риу. Тогда сказал [Х-л-гу], что это Романус побудил меня сделать это. И сказал ему Песах: “Если это так, то иди войной на Романуса, как ты воевал со мной, и тогда я оставлю тебя в покое. Если же нет, то умру или буду жить, пока не отомщу за себя”. И пошел тот и делал так против своей воли и воевал против Константинополя на море четыре месяца. И пали там его мужи, так как македоняне победили его огнем. Он бежал и устыдился возвращаться в свою землю и пошел морем в П-р-с и пал там он сам и войско его. И так попали русы под власть казар» (Документы. С. 134–142; Новосельцев. 1990. С. 216). Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 228–229.

 

Продолжатель Феофана, Х в. (о событиях 941 г.): «Одиннадцатого июня четырнадцатого индикта на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков. Против них со всеми дромонами и триерами, которые только оказались в городе, был отправлен патрикий. Он снарядил и привел в порядок флот, укрепил себя постом и слезами и приготовился сражаться с росами. Когда росы приблизились и подошли к Фаросу (Фаросом называется сооружение, на котором горит огонь, указующий путь идущим в ночи), патрикий, расположившийся у входа в Евксинский понт…, неожиданно напал на них на Иероне, получившем такое название из-за святилища, сооруженного аргонавтами во время похода. Первым вышедший на своем дромоне патрикий рассеял строй кораблей росов, множество их спалил огнем, остальные же обратил в бегство. Вышедшие вслед за ним другие дромоны и триеры довершили разгром, много кораблей потопили вместе с командой, многих убили, а еще больше взяли живыми. Уцелевшие поплыли к восточному берегу, к Сгоре (место на вифинском побережье). И послан был тогда по суше им наперехват из стратигов патрикий Варда Фока с всадниками и отборными воинами. Росы отправили было в Вифинию изрядный отряд, чтобы запастись провиантом и всем необходимым, но Варда Фока этот отряд настиг, разбил наголову, обратил в бегство и убил его воинов. Пришел туда во главе всего восточного войска и умнейший доместик схол Иоанн Куркуас, который, появляясь то там, то здесь, немало убил оторвавшихся от своих врагов, и отступили росы в страхе перед его натиском, не осмеливались больше покидать свои суда и совершать вылазки. Много злодеяний совершили росы до подхода ромейского войска: предали огню побережье Стена (т.е. Босфора), а из пленных одних распинали на кресте, других вколачивали в землю, третьих ставили мишенями и расстреливали из луков. Пленным же из священнического сословия они связали за спиной руки и вгоняли им в голову железные гвозди. Немало они сожгли и святых храмов. Однако надвигалась зима, у росов кончалось продовольствие, они боялись наступающего войска доместика схол Куркуаса, его разума и смекалки, не меньше опасались и морских сражений и искусных маневров патрикия Феофана и потому решили вернуться домой. Стараясь пройти незаметно для флота, они в сентябре пятнадцатого индикта ночью пустились в плавание к фракийскому берегу, но были встречены упомянутым патрикием Феофаном и не сумели укрыться от его неусыпной и доблестной души. Тотчас же завязывается второе сражение. И множество кораблей пустил на дно, и многих росов убил упомянутый муж. Лишь немногим удалось спастись на своих судах, подойти к побережью Килы и бежать с наступлением ночи» (Theoph. Cont. VI.39; цит. по: Продолжатель Феофана. С. 175-176). Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 116.

 

Лиудпранд, 2 пол. Х в. (о походе 941 г.): «Королем этого народа (Руси) был [некто] по имени Игорь (Inger), который, собрав тысячу и даже более того кораблей, явился к Константинополю. Император Роман (Роман I Лакапин), услыхав об этом, терзался раздумьями, ибо весь его флот был отправлен против сарацин (арабов) и на защиту островов. После того как он провел немало бессонных ночей в раздумьях, а Игорь разорял все побережье, Роману сообщили, что у него есть только 15 полуполоманных хеландий (тип корабля), брошенных их владельцами вследствие их ветхости. Узнав об этом, он велел призвать к себе калафатов (это слово в оригинале написано по-гречески), то есть корабельных плотников, и сказал им: “Поспешите и без промедления подготовьте оставшиеся хеландии, а огнеметные машины поставьте не только на носу, но и на корме, а сверх того – даже по бортам”. Когда хеландии по его приказу были таким образом подготовлены, он посадил на них опытнейших мужей и приказал им двинуться против короля Игоря. Наконец, они прибыли. Завидев их расположившихся в море, король Игорь повелел своему войску не убивать их, а взять живыми. И тогда милосердный и сострадательный Господь, который пожелал не просто защитить почитающих Его, поклоняющихся и молящихся Ему, но и даровать им победу, [сделал так, что] море стало спокойным и свободным от ветров – иначе грекам было бы неудобно стрелять огнем. Итак, расположившись посреди русского [флота], они принялись метать вокруг себя огонь. Увидав такое, русские тут же стали бросаться с кораблей в море, предпочитая утонуть в волнах, нежели сгореть в пламени. Иные, обремененные панцирями и шлемами, шли на дно и больше их не видели, некоторые же державшиеся на плаву, сгорали даже посреди морских волн. В тот день не уцелел никто, кроме спасшихся бегством на берег. Однако корабли русских, будучи небольшими, отошли на мелководье, чего не могли сделать греческие хеландии из-за своей глубокой посадки. После этого Игорь в великом смятении ушел восвояси; победоносные же греки, ликуя, вернулись в Константинополь, ведя с собой многих оставшихся в живых [русских пленных], которых Роман повелел всех обезглавить» (Liudpr. Antap. V, 15. P. 137–138). Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 291–292.

 

«Записка» («Рисале») Ибн Фадлана, посетившего в 922 г. Волжскую Булгарию в составе посольства багдадского халифа: «У него (царя русов) есть заместитель, который управляет войсками и нападает на врагов и замещает его у его подданных» (Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / Под ред. И.Ю. Крачковского. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. С. 78–84).

 

Основные тезисы концепции К. Цукермана:

1. Первые столетия русской истории строятся на «условных» летописных датах.

2. Археологические данные показывают, что непрерывное развитие политического образования в Поволховье, условно называемого «Русским каганатом», продолжалось с половины VII до начала 70-х гг. IX века. После его уничтожения, знаменуемого серией мощных пожаров, возникновение нового политического организма относится лишь к середине 90-х гг. IX века. Именно с этим временем и следует связывать появление «державы Рюриковичей».

3. Хронология княжения первых русских князей в летописях искусственно растянута, а их родственные отношения под большим вопросом. Ряд косвенных указаний позволяют предполагать, что Олег правил до 941 года. В ходе неудачного похода на Византию (о его причинах нам повествует «Кембриджский документ»), Олег с частью войска бежит в Закавказье, что нашло отражение в источниках, описывающих события в Берда’а. Князь Игорь правил очень недолго: с 941/42 по 945 гг.

 

ВОПРОСЫ И ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

 

1.    Охарактеризуйте проблему историчности/мифичности персонажей, упоминаемых отечественными источниками в качестве реальных действующих лиц ранней русской истории (Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, Гостомысл, Вадим Храбрый, Аскольд, Дир, Рюрик, Синеус, Трувор и др.). Приведите известные Вам доводы, подтверждающие (или ставящие под сомнение) факт их реального существования.

2.    Выявите хронологию жизни (рождение, женитьба, смерть) и правления (начало самостоятельных действий, важные события периода правления и т.д.) первых русских князей (от Рюрика до Святослава). Зафиксируйте «нестыковки»:

a.    между данными различных источников;

b.   между данными источников и реальными (т.е. подтверждаемыми рядом независимых источников информации) событиями;

c.    между данными источников и логической достоверностью.

3.    Ознакомьтесь со взглядами К. Цукермана на проблему хронологии первых русских князей. С опорой на источники выявите «слабые» и «сильные» места его концепции.

4.    Дайте критическую оценку «экзотическим» версиям хронологии первых русских князей (гипотезы о двух Олегах, двух Игорях, и т.д.).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

 

Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е.А. Мельниковой. М., 1999.

Свод древнейших письменных известий о славянах (I–VI вв.). М., 1991.

Свод древнейших письменных известий о славянах (VII–IX вв.). М., 1995.

Древнейшие государства Восточной Европы. Ежегодник.

Древнейшие государства на территории СССР. Ежегодник.

Славяне и скандинавы. М., 1986.

Вернадский Г.В. Древняя Русь. М., 1996.

Кожинов В. История Руси и Русского слова. М., 2000.

Лихачев Д.С. Повесть временных лет. СПб., 1996.

Никитин А.Л. Основания русской истории: Мифологемы и факты. М., 2001.

Приселков М.Д. История русского летописания XI–XV вв. СПб., 1996.

Цукерман К. Два этапа формирования древнерусского государства //
http://iananu.kiev.ua/archaeology/2003-1/zukerman.htm

Цукерман К. Русь, Византия и Хазария в середине X века: проблемы хронологии // Славяне и их соседи. Вып. 6. Греческий и славянский мир в средние века и раннее новое время. М., 1996.

Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV–XVI вв. М., 1938.

 

http://litopys.org.ua/ (древнерусские тексты Ипатьевской, Лаврентьевской, Новгородской Первой и некоторых других летописей)

http://www.vostlit.info/ (крупнейшее собрание текстов исторических источников)

http://www.stratum.ant.md/ (историко-археологический интернет-журнал «Stratum+»)


назад  |  на главную  |  скачать  |  сделать закладку  |  к другим источникам  |  найти на странице
Hosted by uCoz