Пестерев В.В. Самообразование в современном обществе: возможности и ограниченность
назад  |  на главную  |  скачать статью  |  сделать закладку  |  найти на странице

В. В. Пестерев


САМООБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕННОСТЬ

Самообразование традиционно воспринимается в качестве некоего суррогата, для тех, кто по тем или иным причинам не могут (или не хотят) воспользоваться институциональными формами образования. Как правило, потребность в самообразовании возникает тогда, когда образовательные услуги, предоставляемые традиционными образовательными институтами: а) не удовлетворяют обучаемого количественно или качественно; б) являются недоступными (например, по экономическим причинам); в) занимают слишком много времени. Первую из названных причин можно с полным основанием считать основной.
В последнее время все чаще начинают высказываться мнения об ущербности или, во всяком случае, малоэффективности традиционных образовательных средств. В частности, переживает серьезный кризис основная форма проведения занятий в системе средне-специального и вузовского образования — лекция. Раньше лекция, будучи продуктом творчески переработанного преподавателем учебного материала (зачастую недоступного для учащихся), была по сути единственной доступной формой передачи этого материала студентам. Сегодня, при наличии широких возможностей массового, оперативного и, что немаловажно, дешевого тиражирования учебно-методической продукции, начитывание преподавателем и конспектирование студентами лекционного материала становится олицетворением нерационального использования аудиторного времени.
Непродуктивность основной на сегодняшний день формы передачи учебной информации и невозможность/нерациональность возложения ее функций на другие формы организации учебных занятий — семинары и практические — заставляет обратить более серьезное внимание на самостоятельную работу студентов и, шире, на самообразование в целом.
Длительное время различные формы самообразования находились на периферии образовательного процесса, что функционально вполне оправдывалось. В условиях отсутствия или недоступности даже необходимого минимума учебно-методической литературы самообразование плодило, в лучшем случае, некомпетентных дилетантов, «самоучек», а в худшем — невежественных и догматически настроенных «ниспровергателей» или «реформаторов» традиционного знания. Основные недостатки самообразования — отсутствие систематичности, последовательности, полноты, «объемности», а также поверхностность, догматичность, самодовольство, — проявлялись здесь в полной мере. В наши дни, когда возможности информационных технологий предоставляют в наше распоряжение необъятные и постоянно расширяющиеся информационные ресурсы глобальной сети Интернет, когда все большую популярность и распространение получают различные формы дистанционного образования, когда, наконец, становятся общедоступными профессионально подготовленные методические и учебно-практические издания, самообразование выходит из «тени» и может, потенциально, стать серьезным подспорьем в современном образовательном процессе. Тем более, что знание, добытое самостоятельно всегда более значимо для человека. Оно более эмоционально окрашено и, следовательно, более устойчиво.
Возросшие образовательные возможности самообразования на современном этапе и кризис традиционных форм организации учебного процесса должны повлечь за собой методическую разработку новых подходов к самостоятельной работе студентов, ее возможным формам и средствам. Преподаватели, со своей стороны, должны уже сейчас стимулировать интерес студентов к самообразованию и давать хотя бы первичные навыки самостоятельной работы с учебно-методическими материалами. Впрочем, основной проблемой может стать именно осознание студентами самой необходимости самообразования.
В условиях всеобщего падения интереса к знаниям как таковым и резкого снижения престижности интеллектуального труда, стимулирование тяги к самообразованию требует особенных усилий. К сожалению, традиционные стимулы, связанные с честолюбием и духом соревновательности, сегодня по ряду причин не могут использоваться с таким же успехом как раньше. Значительно изменились критерии лидерства, и наличие развитого интеллекта теперь не является непременным условием для выделения из общей массы (в отличие, скажем, от материального благосостояния и других чисто внешних качеств). Более того, логическая связь между уровнем интеллекта и уровнем доходов сегодня вообще массовым сознанием практически не осознается. В стране, где легче и быстрее заработать на жизнь криминальным способом, а средства массовой информации в изобилии предлагают пути нетрудового зарабатывания денег, интеллект не может являться сколько-нибудь желанным ориентиром для молодежи.
В этой связи, представляется маловероятным сколько-нибудь массовое обращение учащихся к самообразованию на современном этапе развития общества. К сожалению, как и раньше самообразование остается уделом одиночек, испытывающих настоятельную необходимость в получении дополнительных знаний.

Пестерев В. В. Самообразование в современном обществе: возможности и ограниченность // Статья написана в 2004 году для стороннего образовательного сайта

назад  |  на главную  |  скачать статью  |  сделать закладку  |  найти на странице