назад  |  на главную  |  скачать  |  сделать закладку  |  к другим источникам  |  найти на странице

РУСЬ XI–XIII ВЕКОВ В ОТРАЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Денежная система

 

Ал-Гарнати, «Выборка воспоминаний о чудесах стран», сер. XII в.: «Когда я прибыл в их (славян) страну, то увидел, что эта страна обширная, обильная медом и пшеницей и ячменем и большими яблоками, лучше которых ничего нет. Жизнь у них дешева. Рассчитываются они между собой старыми беличьими шкурками, на которых нет шерсти, и которые нельзя ни на что никогда использовать, и которые совсем ни на что не годятся. Если же шкурка головы белки и шкурка ее лапок целы, то каждые восемнадцать шкурок стоят по счету [славян] серебряный дирхем, связывают [шкурки] в связку и называют ее джукн (куна?). И за каждую из таких шкурок дают отличный круглый хлеб, которого хватает сильному мужчине. На них покупают любые товары: невольниц, и невольников, и золото, и серебро, и бобров, и другие товары. И если бы эти шкурки были в какой-нибудь другой стране, то не купили бы тысячу их вьюков за хаббу (араб. зернышко) и не пригодились бы они совсем ни на что. Когда они (шкурки) испортятся в их домах, то их, [иногда даже] рваные, несут в мешках, направляясь с ними на известный рынок, на котором есть некие люди, а перед ними работники. И вот они кладут их перед ними, и работники нанизывают их на крепкие нитки, каждые восемнадцать в одну связку, и прикрепляют на конец нитки кусочек черного свинца, и припечатывают его печаткой, на которой имеется изображение царя. И берут за каждую печать одну шкурку из этих шкурок, пока не опечатают их все. И никто не может отказаться от них, на них продают и покупают».

 

Наджиб Хамадани, XII в.: «Вместо ходячей серебряной монеты они пользуются шкурками, лишенными волос, однако имеющими лапы и когти; если же чего-либо из этого недостает, такая шкура непригодна для обращения [как монета]. Они не могут вывозить эти шкуры за границу и употребляют их клеймеными (имеющими на себе тамгу)».

 

Низами, «Искандер-намэ», кон. XII в.:

«Увидел он: навалено столько, что не помыслить, беличьих голов и соболиных морд.
Старые они были, волос из них повылез, но висели они на лучших местах.
Когда он некоторое время на те кожи поглядел, не знал он, чего ради накоплены те кожи.
Спросил он: “Эти старые кожи для какого украшения в сущности годны?”
Один рус дал ему прекрасный ответ: “Из этой кожи (
скорлупы) рождается все то ядро.
Не гляди с презрением на эти сухие шкуры. Самая звонкая монета области – это и есть.
У нас эта жалкая кожа много дороже, чем самые мягкие меха.
Всякий мех, который здесь виден, за эту безволосую кожу можно купить.
Если серебро каждой области при чеканке все меняет свое клеймо, как время,
То у нас нет иных денег, кроме этой шерсти, ни на волос эта шерсть дешевле не становится”.
Этому диву поразился царь. До какой степени покорны велению те люди».

 

Гильбер де Ланноа, «Путешествия и посольства», нач. XIII в.: «Деньги их представляют собой слитки серебра около шести унций весом, не имеющие клейма, ибо они вовсе не чеканят золотой монеты. В качестве мелкой монеты они используют головы белок и куниц. В их городе есть рынок, где они продают и покупают своих женщин, поступая по их закону, мы же, истинные христиане, не посмели бы этого делать никогда в жизни. И обменивают своих женщин одну на другую за слиток или два серебра, как договорятся, чтобы один возместил разницу в цене другому».

 

Гильом де Рубрук, «Путешествие в восточные страны», сер. XIII в.: «Ходячей монетой русских служат шкурки разных пушных зверей, горностаев и белок…».

 

Ибн Фазлаллах (Вассаф), «История Вассафа», нач. XIV в.: «Затем он (Узбек) пожаловал в награду обитателям скита 50 слитков чистого серебра, обе стороны которых снабжены ушками и которые называются сомами; каждый сом равняется 20 динарам ходячей монеты».

 

Ибн Баттута, «Подарок наблюдателям по части диковин стран и чудес путешествий», сер. XIV в.: «У них (русских) серебряные рудники и из страны их привозятся саумы, т.е. серебряные слитки, на которые продается и покупается [товар] в этом крае. Вес такой саумы пять унций».

 

Амин Рази, конец XVI в.: «Вместо денег [у них] в обращении шкурки белок. Ими они совершают торговые сделки. Точно так же весы в тех местах не распространены. Они совершают куплю-продажу посредством мерной чашки…».

 

Новгородская первая летопись мл. извода: «В лѣто 6932 [1424]… Того же лѣта и въ Пьсковѣ дѣнги сковаша, и почаша по всеи Рускои земли торговати дѣнгами…».

 

Пискаревский летописец: «В лета 6928 [1420] Того же лета майя начаша новгородцы торговати деньгами серебреными, [а] артуги (имеются в виду артинги – серебряные монеты. Ср. Немецко-земгальский договор, 6 июля 1272 г.: «Разрешается им также в виде исключения зерно, о котором шла речь, если будет так, что оно не уродится в поле, возмещать соответствующей платой, а именно: уплачивать за каждый лоп два артинга рижского серебра, или две мордки, или восемь серых шкурок; к большей плате никак не принуждать») продаша немцем; а торговали ими 9 лет».

назад  |  на главную  |  скачать  |  сделать закладку  |  к другим источникам  |  найти на странице
Hosted by uCoz