назад  |  на главную  |  скачать  |  сделать закладку  |  к другим источникам  |  найти на странице

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ОТНОШЕНИЙ РУСИ
С КОЧЕВНИКАМИ В ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД

 

Новгородская первая летопись мл. извода, ок. кон. XI в.: «В лѣто 6472 [964]. Князю Святославу възрастъшю и возмужавшю, нача вои совокупляти многы храбры; и бѣ бо самъ храборъ, и легко ходя, акы пардусъ; воины многы творяше ходя, а возовъ по собѣ не вожаше, ни котла, ни мясъ варяше, нь потонку мяса изрѣзавше, конину или звѣрину, грядину на углех испекъ, ядяше; ни шатра имяше, нь подклад постилаше, а сѣдло в головах; такоже у него и прочии вси вои бѣху…

В лѣто 6473 [965]. Иде Святославъ на Козары. Слышавши же Козары, изидоша противу съ княземъ своим каганомъ, и съступишася на бои, и бысть брань, одолѣ Святославъ Козаромъ, и град ихъ Бѣлу вежю взя. И Ясы побѣди и Касогы, и приведе Кыеву…

В лѣто 6476 [968]. Приидоша Печенѣзѣ на Рускую землю прѣвѣе; а Святославъ въ Переяславци затворися; а Олга въ градѣ со внукы своими: съ Ярополкомъ и Олгомъ и съ Володимиромъ въ градѣ Кыевѣ. И оступиша Печенѣзи град въ силѣ тяжьцѣ, бещисленое множество около града… И послаша кыянѣ къ Святославу послы, глаголюще: ты, княже, чюжеи землѣ ищеши и блудиши, своея ся охабивъ… То слышавъ Святославъ, вборзѣ сѣдши на коня съ дружиною своею, прииде Кыеву, и цѣлова матерь свою и дѣти своя; съжалися о бывшимъ от Печенѣгъ, и собра воя, и прогна Печенѣгы в поле; и бысть мирно

В лѣто 6488 [980]… И поиде Ярополкъ (на переговоры с Владимиром); и рече ему Варяжько: не ходи, княже, убиють тя; побѣгни в Печенигы и приведеши воя; и не слуша его. И прииде Ярополкъ к Володимиру; и яко полѣзе во дверѣ, подъяста два Варяга мечема под пазусѣ, Блуд же затвори двери и не дасть по немъ ити своимъ, и тако убиенъ бысть Ярополкъ. Варяжько же, видѣвъ, яко убиенъ бысть Ярополкъ, бѣжа съ двора в Печенигѣ, и много воева с Печенигы на Володимира…

В лѣто 6493 [985]. Иде Володимиръ на Болгары съ Добрынею, уемъ своимъ, в лодьях, а Торкы берегомъ приведе на конехъ; и тако побѣди Болгары…

В лѣто 6496 [988]… бѣ бо рать от Печенигъ; и бѣ бьяся с ними и одоляя имъ…

В лѣто 6504 [996]… По сихь же приидоша Печенѣзи к Василеву, и Володимиръ изиде противу имъ с маломъ дружины; и съступивъшим же ся, не може Володимиръ стерпѣти противу им, подбѣгши ста под мостомъ, едва ся укры от противных…

В лѣто 6523 [1015]… Володимиру же разболѣвшюся, в се же время бяше… Печенѣгомъ идущимъ на Русь, посла противу имъ Бориса… Борису же возвратившюся с вои и не обрѣтшю Печенѣгъ…

В лѣто 6563 [1055]… В се же лѣто приходи Болушь с Половци, и створи Всеволодъ миръ с ними; възратишася Половци въспять, откуду быша пришли…

В лѣто 6568 [1060]… Того же лѣта Изяславъ, Святославъ, Всеволод, Всеславъ совокупиша вои бещисла и поидоша на конех, в лодиях, бещисленое множество, на Торкы. Слышавши же се Торци, убояшася, пробѣгоша и до сего дни; помроша бѣгающе, гнѣвомъ божиимъ гоними: ови от зимы изомроша, другыи же гладомъ. Тако богъ избави крестиянъ от поганых…

В лѣто 6569 [1061]. Приидоша Половци пръвое на Рускую землю воеватъ; Всеволод же изиде противу имъ мѣсяца февраля вторыи день; и бившись имъ, побѣдиша Всеволода, воеваше и отъидоша. Се бысть пръвое зло от поганых. безбожных врагъ. Бысть же Сокалъ князь ихъ…

В лѣто 6576 [1068]. Приидоша иноплеменници на Рускую землю, Половци мнози; Изяславъ же и Святославъ и Всеволодъ изидоша противу имъ на Альто. И бывши нощи, поидоша противу себѣ; грѣхъ же ради наших попусти богъ поганыя на ны, и побѣгоша рустѣи князи, и побѣдиша их Половци… Посем же Половчемъ воюющимъ по землѣ Рустѣи, Святославу сущу в Черниговѣ, и Половцемъ воюющим около Чернигова, Святославъ же собравъ дружины нѣколико, изиде на нѣх ко Сновьску. И узрѣша Половци идущии вои, пристроиша вои противу. И видѣ Святославъ множество их… и удариша в нѣ; и одолѣ Святославъ въ 3-хъ тысящах, а Половець бѣ 12 тысяцѣ; и тако биеми, а друзии истопоша въ Снови; а князь их яша Шаракана въ 1 день ноября. И възвратишася с полономъ въ град свои Святославъ…

В лѣто 6579 [1071]. Воеваша Половци у Растовьца и у Неятина…

В лѣто 6586 [1078]. Бѣжа Олегъ Тмутороканю, и приведе Половци, и побѣди Всеволода на Съжицахъ…

В лѣто 6601 [1093]… В то же лѣто побѣдиша Половци Святополка…

В лѣто 6611 [1103]. Идоша вся братья князи Рускыя земля на Половцѣ, на Сутень, и побѣдиша я, князя ихъ и имѣние заяша…

В лѣто 6614 [1106]. Избиша Половци на Дунаи…

В лѣто 6619 [1111]. Иде Святополкъ, Володимирь и Давыдъ и вся земля просто Руская на Половцѣ, и побѣдиша я, и взяша дѣти их, и город по Дънови Сугровъ и Шаруканъ…

В лѣто 6645 [1137]… Святославъ Олговиць совокупи всю землю Новгородчкую, и брата своего Глѣбька, куряны с Половци, идоша на Плесковъ прогонити Всеволода…

В лѣто 6668 [1160]… Тои же зимѣ побѣди Ростиславъ Изяслава Давыдовица у Бѣлагорода, и самого убиша, и множество Половець паде…

В лѣто 6675 [1167]… На ту же зиму ходи Мьстиславъ на Половци, и побѣдиша я и приведе полонъ в Рускую землю [толь] силно, яко и числа нѣту…

В лѣто 6704 [1196]… А Всеволод иде на Черниговъ, и совокупивъ силу свою, и половѣчьскую силу приведе…

В лѣто 6711 [1203]. Рюрикъ съ Олговици и с погаными Половци, Кончакъ и Данила Кобяковиць, взяша град Кыевъ на шитъ, въ 1 день генваря, на святого Василья; а кого доидет рука, чернца или черничю, или попа или попадью, а тых ведоша в поганыя; а что гостии, иноземца всякого языка, а тѣ затворишася въ церквахъ, и вдаша имъ живот, а товаръ с ними роздѣлиша на полы; а что по манастыремъ и по всѣмъ церквамъ, всякыя узорочья и иконы одраша и везоша в поганѣи в землю свою; а град пожгоша. Тогда же ходиша рустѣи князи на Половци: Рюрикъ, Романъ, Мьстиславъ и инии князи мнози; тогда же зима бысть люта; и взяша мног полонъ и стада их отгониша…

В лѣто 6732 [1224]… Того же лѣта, по грѣхомъ нашимъ, приидоша языци незнаемѣ… и зовут их Татары… и прибѣгоша оканныи Половци, идеже зовется валъ Половечьскыи, избиеных останокъ, Котянь съ иными князьми, а Данилъ Кобяковиць и Юрьи убиена быста, с нимъ множество Половець; сь Котянь бѣ тѣсть Мьстиславу Мьстиславицю Галичьскому. И прииде с поклономъ съ князи Половечьскыми къ зятю своему в Галиць ко Мьстиславу и ко всѣмъ княземъ рускымъ, и дары принесе многы: кони и велъблуды и буволы и дѣвкы, и одариша князеи рускых, и сице глаголющю ему тако: нашю землю суть днесь отняли, а вашю заутра пришедше возмут; и молися Котянь зятю своему…

В лѣто 6743 [1235]… Поиде князь Володимиръ Рюриковиць с кыяны и Данило Романович с галицаны на Михаила Всеволодица Чермного къ Чернигову, а Изяславъ побѣжа в Половци… И не ту бысть того до сыти зла, нь прииде Изяславъ с погаными Половци в силѣ тяжьцѣ и Михаилъ с черниговци под Киевъ, и взяша Кыевъ; а Володимера и княгыню его изымаша Половци, поведоша в землю свою, и много зла сътвориша кияномъ…»

 

Повесть временных лет (Ипатьевская летопись), нач. XII в.: «В лѣт̑ . ҂s҃ . у҃ . к҃г . [6423(915)] Приидоша Печенѣзи . пѣрвоє на Рускую землю . и створивше миръ съ Игоремъ…

В лѣт̑ . ҂s҃ . у҃ . к҃и [6428(920)]… Игорь же воєваше на Печенѣгы…

В лѣто . ҂s҃ . у҃ . н҃в [6452(944)] Игорь совокупи воӕ многы . Варѧгы . и Русь . и Полѧны . и Словѣны . и Кривичи . и Тиверци . и Печенѣгы наӕ . и тали в нихъ поємъ . поиде на Грѣкы в лодьӕхъ и на конехъ…

В лѣто . ҂s҃ . у҃ . н҃г . [6453(945)]… а ѡ сихъ (от Руси) иже то приходѧть Черьнии Болгаре . и воюють въ странѣ Корсуньстии . и велимъ кнѧзю Рускому . да ихъ нє пущаєть . и пакостѧть сторонѣ єго . или ащє ключитсѧ проказа нѣкака…

В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . е҃ . [6605(1097)]… ї рече ми Василько… ӕко приде ми вѣсть ӕко идуть ко мнѣ Бореньдичи . и Печенѣзи и Торци…

В лѣт̑ ҂s҃ х҃ к҃д [6624(1116)]… томъ же лѣт̑… бишасѧ с Половци и с Торкъı и с Печенѣгъı оу Дона и сѣкошасѧ два дн҃и и двѣ нощи . и придоша в Русь къ Володимеру . Торци и Печенѣзи…»

 

Киевский летописный свод (Ипатьевская летопись), кон. XII в.: «В лѣто ҂s҃ х҃ л҃s [6626(1118)]… Мьстиславъ . же съ Ӕрополкомъ . съ вои . хотѧща ити на Всеволода… Всеволодъ же посласѧ по Половци… того же лѣта . посла кнѧзь . Мьстиславъ съ братьею своею… Воитишича посла с Торкъı…

В лѣто ҂s҃ х к҃и [6628(1120)]… тогда же посла Володимеръ . Андрѣӕ с поганъıми на Лѧхъı . и повоеваша ѣ…

В лѣто ҂s҃ х к҃ѳ [6629(1121)] Прогна Володимеръ . Береньдичи из Руси а Торци и Печенѣзи . сами бѣжаша…

В лѣто ҂s҃ х л҃д [6634(1126)]… слъıшавше же се . врази Половци смр҃ть Володимерю . и присунушасѧ . къ Баручю . рекше возмемъ Торкъı ихъ… И сразившемасѧ полкома . побѣжени бъıвше погании…

В лѣто ҂s҃ х҃ м҃г [6643(1135)]… иде Ӕрополкъ съ братьею своею и Юрьи и Андрѣи . на Всеволода . на Олговича . и поимаша ѡколо города Чернигова села . Всеволодъ же не изиде противу битьсѧ . и еще бо бѧху Половци не пришли к нему…

В лѣто ҂s҃ х҃ м҃д . [6644(1136)]… Олговичи . с Половци переидоша Днѣпръ . декабрѧ въ к҃ѳ и почаша воевати . ѿ Трьполѧ . ѡколо Красна . и Василева и до Бѣлагорода…

въ лѣт̑ ҂s х҃ м҃з [6647(1139)]… В се же лѣто приведе Всеволодъ . Ѡлговичь Половцѣ к Прилоукоу . и взѧ инъı городъı… людие Черниговци въспиша къ Всеволодоу . тъı надѣешисѧ бѣжати в Половцѣ . а волость . свою . погубиши…

В лѣто ҂s҃ . х҃ . м҃и [6648(1140)]… Мьстиславъ . моужи свои посла загна Половци за Донъ . и за Волгоу за Гиикъ и тако избави Бъ҃ Роускоую землю ѿ поганъıхъ… Всеволодъ же не жда того . наиде на Андрѣӕ къ Переӕславлю . съ братомъ своимъ Ст҃ославомъ а Ӕзѧслава Дв҃довича посла . с Половци… Тогож̑ лѣ прииде Половецьскаӕ землѧ . и кн҃зи Половецьсции на миръ . Всеволодъ ис Киева Андрѣи ис Переӕславлѧ къ Малотиноу . и створиша миръ с ними…

В лѣто ҂s҃ х н҃ . [6650(1142)]… посла Всеволодъ оу Переӕславлѧ Лазорѧ Саковьскаго . с Печенѣгъı и с вои . Вѧчьславо в помочь…

В лѣто ҂s҃ н҃д .[6654(1146)] Всеволод̑ съвкоупи братью свою… и Болеслава Лѧдьскаго кн҃зѧ . зѧтѧ своег̑. и Половцѣ дикѣи вси . и бъıс̑ многое множество вои . идоша к Галичю на Володимира… Изѧславъ же се слъıшавъ . и съвъкоупи воӕ своӕ… и переиде Днѣпръ оу Зараба . и тоу прислашасѧ к немоу Чернии Клобоуци . и все Поросье… в то же веремѧ . посла . Ст҃ославъ в Половцѣ к оуемъ своимъ . и прииде ихъ к немоу . в борзѣ т҃… томъ же лѣтѣ ходи Изѧславъ къ Двд҃вичема . на снемъ и реч̑ има поидита на Ѡл̑гович̑ на Ст҃ослава . и посла с нима сн҃а своего Мьстислава . съ Переӕславчи . и съ Берендѣи… и тоу прибѣгоша . зажитници ӕша бо оу них̑ Берендичѣ . г҃ . моужѣ . оувѣдавъ же Ст҃ославъ ѡже пришли на нь . и посла на нѣ дикъıӕ Половцѣ и ӕша оу нихъ нѣколико Берендичь… Ст҃ославъ же пришедъ ста оу Нериньска . и тогда придоша к немоу сли ис Половець . ѿ оуевъ его . съ Василемъ Половциномъ . ѯ҃. чади прислали… В то же веремѧ . придоша к нем̑ Бродничи . и Половци придоша к немоу снози . оуеве его…

 В лѣт̑ ҂s҃ х҃ н҃е . [6655(1147)]… В то же веремѧ . придоша к нем̑ (Святославу Ольговичу) Бродничи . и Половци придоша к немоу мнози . оуеве его…

В лѣт̑ ҂s҃ н҃s . [6656(1148)] Пакъı поиде Изѧславъ к Черниговоу . скоупѧ силоу свою… и Володимерьскии полкъ приведе и скоупѧ вси свои полкъı . Берендѣе и поиде к Черниговоу… и Рѧзаньскъıи придоша кн҃зи и Половци с ним̑

В лѣт̑ ҂s҃… [6657(1149)]… Изѧславъ… повелѣ… Чернъıӕ Клобоукъı и молодь свою пустиста напередъ до Переӕславлѧ . а сама поидоста полкъı своими по них̑

В лѣт̑ ҂s҃ . х҃ . н҃и . [6658(1150)]… Изѧславъ… поиде ѿ Звенигорода къ Тумащю . и ту придоша к нему Чернии Клобуци . женъı своӕ и дѣти своӕ в городѣх̑ затворивше на Поросьи а сами приѣхаша къ Изѧславу всими своими силами… Киӕне же начаша стоужати . ему рекуче поѣди кн҃же прочь . и то рекше Киӕне побѣгоша ѿ него прочь . и ѿтолѣ Чернии Клобуци . побѣгоша къ своимъ вежамъ… Томъ же лѣтѣ . придоша Половци в помочь Дюргеви на Изѧслава и придоша Переӕславлю… Вѧчеславъ же Изѧславъ и Ростиславъ . послоушавше дроужинъı своеӕ . и Киӕнъ и Чернъı Клобоуковъ и тако ѿрѧдиша Володимера . брата свое . по вежѣ с Торкъı и с Кооуи . и с Берендѣи и с Печенѣгъı… Володимеръ приде . съ всимъı Чернъıми Клобоукъı . и с вежами и съ стадъı и скотъı их̑ и мное множество . и велику пакость створиша ѡно ратнии а ѡно своѣ . и манастъıри ѡторгоша и села пожгоша и ѡгородъı вси посѣкоша . Вѧчьславъ же Изѧславъ и Ростиславъ . повелѣша Володимироу поити с Берендѣи и с вежами . и съ стадъı их̑ . поити ко Ѡлговѣ . и сташа мьжи дьбрьми . ѿ Ѡлговъı ѡли и въ ѡгородъ ст҃го Іѡ҃ана а сѣмо ѡли до Щковицѣ . а Кооуеве и Торчи . и Печенѣзи . тоуда сташа ѿ Золотъıх̑ воротъ по тѣмъ ѡгородомъ . до Лѧдьскихъ воротъ . а ѿтолѣ ѡли и до Клова . и до Берестоваго и до Оугорьскихъ воротъ . и до Дніпра…

В лѣт̑ . ҂s҃ х҃ ѯ҃ . [6660(1152)]… Изѧславъ… съкупѧ всю свою дружину… и вси Чернии Клобукъı . и Киӕнъı лутшии . и всю Рускую дружину и поиде . и ӕкоже приде къ Дорогобужю… тогда же Ӕрославичь Ростиславъ . с брат̑ею и с Рѧзанци . и с Муромци . поидоша съ Гюргемъ . а не ѿрекоша ему . тако же и Половци . и Ѿперлюеве . и Токсобици . и всѧ Половецьскаӕ землѧ . что же их̑ межи Волгою и Днѣпромъ и поидоша туда на Вѧтичѣ . и тако взѧша ӕ…

В лѣт̑ ҂s҃ . х҃ . ѯ в҃ . [6662(1154)]… Томъ же лѣтѣ разболѣсѧ великии кн҃зь Киевьскии… Изѧславъ Мьстиславечъ . вънукъ Володимерь . и плакасѧ по нем̑ всѧ Рускаӕ землѧ . и вси Чернии Клобуки… Тогда же иде Гюрги на снемь противу Половцемъ Каневу Половци же приѣхавше к нему почаша просити брат̑ӕ . своеӕ . ихъже бѧхуть изоимали Берендѣи . Берендици же не даша ихъ . рекуче мъı оумираемъ за Рускую землю . с твоимъ сн҃омъ . и головъı своӕ съкладаемъ . за твою чс̑ть…

В лѣт̑ ҂s҃ х҃ ѯ҃ з҃ . [6667(1159)]… приде же Изѧславу болши помочь к Бѣлугороду приде бо к нему Башкордъ въ к҃ . тъıсѧчь… Половцѣ же бѣжаша ѿ Бѣлагорода на Гюргевъ . и много ихъ изоимаша Берендичи . и Гюргевци а ѡно ихъ . во Рси истопе…

Въ лѣт̑ ҂s҃ х҃ ѯ҃ и҃ [6668(1160)]… Ст҃ославъ… молодь . перебравъ с Берендичи . и с Каепичи . пусти на Половци ити съ Би҃ею помочью… Тои же зимъı иде на Смоленьскую волость . Изѧславъ и повоевавъ . и тамо много зла створиша . Половци . взѧша дш҃ь боле тмъı а инъıӕ исѣкоша…

В лѣт̑ ҂s҃ х҃ о҃ . [6670(1162)] Поиде . Мьстиславъ из Володимирѧ . полком̑ . своимъ с Галичьскою помочью . а Рюрикъ поиде ис Торцьского с Володимеромъ съ Андрѣевичем̑ . и съ Василкомъ съ Гюргевичем̑ . и с Берендѣи . и с Куи . и с Торкъı и с Печенѣгъı… Томъ же лѣт̑ придоша . Половци мнози къ Гюргеву . и взѧша вежи многи по Роту . и Въибора оубиша . иже бѧше Изѧслава оубилъ . Чернъıи же Клобукъ весь . съвъкупившесѧ ѣхаша по них̑ . и постигоша ӕ на Рси . и много биша ихъ . и полонъ весь . ѿимаша оу них̑ . и самѣх̑ изоимаша боле ф҃ . ӕша же и два княжича…

Въ лѣт̑ ҂s҃ о҃ . а҃ .[6671(1163)]… Том же лѣт̑ приведе Ростиславъ Белуковну . кн҃зѧ Половецьского дщерь . ис Половець . за сн҃а своего за Рюрика . того же лѣт̑ и миръ взѧ с Половци…

В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . о҃г . [6673(1165)]… том же лѣт̑ Василко Ӕрополчичь изби Половци на Руси . много же ихъ руками изоима . и ѡбатишас̑ . дружина его . ѡружьемъ и кони . и самъ искупа много има на них…

В лѣт̑ ҂s҃ х҃ . о҃s [6676(1168)]… Тои же зимѣ . ходиша Ѡлговичи на Половци . бѣ бо тогда люта зима велми и взѧ Ѡлегъ . вежѣ Козинъı . и жену и дѣти . и злато и сребро…

В лѣт̑ ҂s҃ . х҃ . о҃з . [6677(1169)]… и ту придоша ему (Мстиславу Всеволодовичу) Берендичи вси . и Торци и Печеиѣзи. и вьсь Чернъıи Клобукъ…

В лѣт̑ ҂s҃ х п҃ . [6680(1172)] Поиде Мьстиславъ съ силою многою . къ Берендичемъ . и ко Торкомъ . и съвъкупивъсѧ поиде къ Треполю и ѿтуда поиде Киеву . и вшедъ в Киевъ… Глѣбъ кн҃зь прислалъ бѧше Григорѧ тъıсѧчкаго своего . с помочью . и Половци диции Концакъ с родомъ . своимъ . и свои Берендичи Бастѣева чадь…

Въ лѣт̑ . ҂s҃ . п҃а . [6681(1173)]… Тоѣ же зимы . придоша Половци на Кыевьскую страну . и вьзѧша множьство селъ за Кыевомъ с людми и скоты и с коньми . и поидоша со множествомь полона в Половьцѣ… Михалько же и Всеволодъ послушлива сын . идоста вборьзѣ по Половьцѣхъ . и зьгониша ӕ за рѣкою Бм҃ь с Береньдѣи и с Торкы . с воеводою своимъ . Володиславом наѣхаша дорогу ихъ . и поѣхаша по дорозѣ по нихъ . и оустрѣтоша ӕ с полономъ . и бишасѧ с ними . Михалко же и Всеволодъ . Бж҃иѥю помощью . ѡнѣхъ избиша а другыӕ изьимаша…

Въ лѣт̑ . ҂s҃ . . х҃ . п҃е . [6685(1177)] Приидоша Половци на Роускоую землю… Половци же взѧша . s҃ . городовъ Береньдичь . и поидоша к Ростовцю… и постигоша Половцѣ оу Ростовьца . и Половци ѡборотившисѧ . побѣдиша полкъı Роуськѣѣ . и много боӕръ изъимаша . а кнѧзѣ въбѣгоша в Ростовѣць…

Въ лѣт̑ . ҂s҃ . . х҃ . . п҃s . [6686(1178)]… престави же сѧ кнѧзь Мьстиславъ . сн҃ъ Ростиславль . вноукъ . великаго кн҃зѧ Мстислава… и плакашесѧ по немь всѧ землѧ Роускаӕ . не може забъıти доблести єго . и Чернии Клобоуци вси не могоуть. забъıти приголоублениӕ єго… Того же лѣт̑ . мс̑ца . авгоуста придоша иноплеменьници . на Роускоую землю . безбожнии . Измалтѧнѣ . ѡканьнии . Агарѧне . нечс̑тии . ищадьӕ дѣломъ . и нравомъ сотонинъıм̑ . именемь Кончакъ . злоу началникъ . правовѣрнъıмъ крс̑тнъмъ . паче же всимъ црк҃вмъ . идеже имѧ Бж҃иє славитьсѧ . сими же поганъıми хоулитьсѧ . то не рекоу єдинемь . крс̑тьӕномъ но и самомоу Бо҃у врази . то аще кто любить врагъı Би҃ѧ . то сами что приимоуть ѿ Ба҃ . сии же бг҃остоуднъıи Кончакъ . со єдиномъıсленъıми своими . приѣхавше к Переӕславлю . за грѣхъı наша много зла створи крс̑тьӕномъ . ѡнихъ плѣниша . а инъıи избиша . множаишиӕ же избиша . младенѣць…

Въ лѣт̑ . ҂s҃ . . х҃ . . ч҃а . [6691(1183)] мс̑ца . февралѧ въ . к҃г . въ . а҃ . ю . нед̑лю поста . придоша Измалтѧне . безбожнѣи Половци . на Роусъ воєвать . ко Дмитровоу . съ оканьнъıм̑ . Кончакомъ . и съ Глѣбомъ Тириєвичемь…

Въ лѣт̑ . ҂s҃ . . х҃ . ч҃в . [6692(1184)] Пошелъ бѧше . ѡканьнъıи и безбожнъıи и треклѧтъıи Кончакъ . со мьножествомь Половець . на Роусь похоупсѧ . ӕко плѣнити хотѧ градъı Роускыѣ . и пожещї . ѡгньмь . бѧше бо ѡбрѣлъ моужа такового . бесоурменина иже стрѣлѧше . живъıмъ ѡгньмь…

Въ лѣт̑ ҂s҃ . х҃ . . ч҃г . [6693(1185)]… Тоѣ же веснѣ кнѧзь Ст҃ославъ . посла Романа . Нездиловича . с Берендици на поганѣѣ Половцѣ . Бж҃иєю помочью . взѧша вежѣ Половецькѣи . много полона . и конии…

В лѣт̑ . ҂s҃ . . х҃ . . ч҃е . [6695(1187)] Сдоумавъ кнѧзь Ст҃ославъ . со сватомъ своимъ Рюрикомъ . поити на Половцѣ . в борзѣ изъєздомъ . повѣдахоуть бо имъ Половци . близъ на Татинци . на Днѣпрѣискомъ бродѣ . и єхаша изъѣздомъ . безъ возъ… кнѧземь же Роускимъ идоущимъ на нѧ . и-Щернъıхъ же Клобоукъ даша вѣсть . сватомъ своимъ . в Половци . Половци же слъıшавше ѡже идоуть на нѧ кнѧзи Роустии . бѣжаша за Днѣпръ . кнѧзем же Роускимъ нѣ лзѧ бѣ ѣхати по них̑ . оуже борзо . сполонилсѧ бѧшеть Днѣпръ . бѣ бо вѣсна . и возвратишасѧ во своӕси… Тогда же приде Володимѣрь . ис Половѣць . с Коньчаковною . и створи свадбоу Игорь сн҃ви своемоу . и вѣнча его… Тое же зимъı сдоумавъ . Ст҃ославъ со сватомъ своимъ с Рюриком̑ . посласта . Чернъı Клобоукъ . на вѣжа за Днепръ . и Романа Нездиловича воеводою . и взѧша вежа за Днепромъ . и возвратишасѧ во своӕси со славою . и чс̑тьстью великою . Половци бо бѧхоуть шли в Доунаи . и не бѣ ихъ дома в вежахъ своихъ…

Въ лѣт̑ . ҂s҃ . ч҃о [6699(1191)] Сдоумавъ Игорь с братьею . ити на Половци . и шедше ѡполонишасѧ скотомъ и конми . и возвратишасѧ во своӕси . И ѡпѧть на зимоу ходиша . Ѡлговичи же на Половци . Игорь с братомъ со Всеволодомъ…

В лѣт̑ . ҂s҃ . ѱ҃ . [6700(1192)] Кнѧзь Ст҃ославъ со сватомъ своимъ с Рюрикомъ . совокоупившесѧ и с братьею и стоӕша . оу Канева все лѣто . стерегоучи земли Роускиѣ . и тако сблюдше землю свою ѿ поганъıхъ . и разиидошасѧ во своӕси… Тое же ѡсени сдоумаша лѣпшии моужи в Чернъıхъ Клобоуцѣх̑ . и почаша просити оу Рюрика сн҃а Ростислава на Половцѣ . на Доунаи…

Въ лѣт̑ . ҂s҃ . . ѱ҃а . [6701(1193)]… ѡполонишасѧ . Ростиславъ и Чернии Клобоуцѣ . скотомъ и коньми и челѧдью . и колодникъ много изимаша . кнѧжичевъ их̑ и добръıи моужи имаша . и колодники и кони и скота и челѧди и всѧкого полона и не бѣ числа…

Въ лѣт̑ . ҂s҃ . . ѱ҃ . д҃ . [6704(1196)]… Рюрикъ же приведъ братью свою и дикъıи Половци . и почаша воеватисѧ со Ѡлгович…»

 

Суздальская летопись, XII в.: «В лѣт̑ . ҂s҃ . ѱ҃ . к҃д . [1215]… А кнѧзь Юрьи Всеволодичь . съ Ст҃ославомъ и с Володимеромъ . вышелъ бѧше из Володимерѧ съ всею братьєю . и бѧхү полъци силни велми Мүромъци и Бродници . и Городчане . и всѧ сила Сүздальскои земли…

В лѣт̑ . ҂s҃ . ѱ҃ . л҃а . [1223]… а инїи же Татарове поидоша после Рүс̑скых кнѧзеи бьюще их и до Днѣпра . а оу города ѡсталисѧ два воєводы . Чегирканъ . и Тешүканъ . на кнѧзѧ Мстислава . и на зѧтѧ єго Андрѣѧ . и Александра Дүбравьскаго . бѣста бо тү два кнз҃ѧ со Мстиславомь . тү же и Бродници быша старыє . и воєвода их Плоскынѧ . и тъи ѡкаӕнныи целовавъ крс̑тъ . кы кнз҃ю Мстиславү . и ѡбѣма кнз҃ема ӕко их не избити . и пүстити их на искүпѣ . и сългавъ ѡкаӕнныи предасть их свѧзавъ Татаром̑»

 

Константин Багрянородный, «Об управлении империей», ок. 950 г.: «О печенегах и росах. [Знай], что печенеги стали соседними и сопредельными также росам, и частенько, когда у них нет мира друг с другом, они грабят Росию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб, [посему] и росы озабочены тем, чтобы иметь мир с печенегами. Ведь они покупают у них коров, коней, овец и от этого живут легче и сытнее, поскольку ни одного из упомянутых выше животных в Росии не водилось. Но и против удаленных от их пределов врагов росы вообще отправляться не могут, если не находятся в мире с печенегами, так как печенеги имеют возможность – в то время когда росы удалятся от своих [семей], – напав, все у них уничтожить и разорить. Поэтому росы всегда питают особую заботу, чтобы не понести от них вреда, ибо силен этот народ, привлекать их к союзу и получать от них помощь, так чтобы от их вражды избавляться и помощью пользоваться.

[Поскольку] и у царственного сего града ромеев, если росы не находятся в мире с печенегами, они появиться не могут, ни ради войны, ни ради торговли, ибо, когда росы с ладьями приходят к речным порогам и не могут миновать их иначе, чем вытащив свои ладьи из реки и переправив, неся на плечах, нападают тогда на них люди этого народа печенегов и легко – не могут же росы двум трудам противостоять – побеждают и устраивают резню…

О росах, отправляющихся с однодеревками из Росии в Константинополь… приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии – рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] вхожи в эту самую реку и отправляются в Киаву. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их. И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву, которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр. Прежде всего они приходят к первому порогу, нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски “Не спи”. Порог [этот] столь же узок, как пространство циканистирия, а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков. Поэтому набегающая и приливающая к ним вода, извергаясь оттуда вниз, издает громкий страшный гул. Ввиду этого росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами дно, волокут их, чтобы не натолкнуться на какой-либо камень. Так они делают, одни у носа, другие посередине, а третьи у кормы, толкая [ее] шестами, и с крайней осторожностью они минуют этот первый порог по изгибу у берега реки. Когда они пройдут этот первый порог, то снова, забрав с суши прочих, отплывают и приходят к другому порогу, называемому по-росски Улворси, а по-славянски Островунипрах, что означает “Островок порога”. Он подобен первому, тяжек и трудно проходим. И вновь, высадив людей, они проводят моноксилы, как и прежде. Подобным же образом минуют они и третий порог, называемый Геландри, что по-славянски означает “Шум порога”, а затем так же – четвертый порог, огромный, нарекаемый по-росски Аифор, по-славянски же Неасит, так как в камнях порога гнездятся пеликаны. Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за пачинакитов (печенегов). А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог. Затем также, одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по сю сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают. Подступив же к пятому порогу, называемому по-росски Варуфорос, а по-славянски Вулнипрах, ибо он образует большую заводь, и переправив опять по излучинам реки свои моноксилы, как на первом и на втором пороге, они достигают шестого порога, называемого по-росски Леанди, а по-славянски Веручи, что означает “Кипение воды”, и преодолевают его подобным же образом. От него они отплывают к седьмому порогу, называемому по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводится как “Малый порог”. Затем достигают так называемой переправы Крария, через которую переправляются херсониты, [идя] из Росии, и пачинакиты на пути к Херсону. Эта переправа имеет ширину ипподрома, а длину, с низа до того [места], где высовываются подводные скалы – насколько пролетит стрела пустившего ее отсюда дотуда. Ввиду чего к этому месту спускаются пачинакиты и воюют против росов. После того как пройдено это место, они достигают острова, называемого Св. Григорий. На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить их живыми. От этого острова росы не боятся пачинакита…» (Константин. С. 45-51). Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 95–98.

 

Ибн Русте, «Книга драгоценных сокровищ», 903–913 гг.: «Рабочего скота у них (Славян) мало, а верховых лошадей имеет только один упомянутый [ниже] человек. Вооружение их состоит из дротиков, щитов и копий: другого оружия не имеют. Глава их коронуется; ему они повинуются, и от приказаний его не отступают… Царь этот имеет верховых лошадей, не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока…

Что касается до Русии, то находится она на острове, окруженном озером. Они (Русы) производят набеги на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высадятся, забирают их (Славян) в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли Славян…

Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их (Русов). Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу…

Они высокорослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях; но смелости этой на коне не обнаруживают, а все свои набеги и походы совершают на кораблях» (Ибн-Даста. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р.Х.). – СПб., 1870).

 

Ибн Фадлан, «Рисале», 922 г.: «И он (царь русов) не спускается со своего ложа, так что если он захочет удовлетворить потребность, то он удовлетворяет ее в таз, а если он захочет поехать верхом, то лошадь его подводится к ложу, так что он садится на нее верхом с него (ложа). А если он захочет сойти [с лошади], то подводится его лошадь [к ложу] настолько, чтобы он сошел со своей лошади» (Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / Под ред. И. Ю. Крачковского. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. С. 78–84).

 

Ибн Мискавейх, «Книга испытаний народов и осуществления заданий», нач. XI в.: «Народ это могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства; не убегают ни один из них, пока не убьёт или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие. Привешивают они на себя большую часть орудий ремесленника, состоящих из топора, пилы и молотка и того, что похоже на них. Сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и орудие, подобное кинжалу. И сражаются они пешими, особенно же эти прибывшие [на судах]».

 

Лев Диакон, «История», 90-е гг. Х в.: «Сфендослав (таким именем он назывался у тавров) не в силах был сдержать своих устремлений; возбужденный надеждой получить богатство, видя себя во сне владетелем страны мисян, он, будучи мужем горячим и дерзким, да к тому же отважным и деятельным, поднял на войну все молодое поколение тавров. Набрав, таким образом, войско, состоявшее, кроме обоза, из шестидесяти тысяч цветущих здоровьем мужей, он… выступил против мисян.

Узнав, что [Сфендослав] уже подплывает к Истру и готовится к высадке на берег, мисяне собрали и выставили против него фалангу в тридцать тысяч вооруженных мужей. Но тавры стремительно выпрыгнули из челнов, выставили вперед щиты, обнажили мечи и стали направо и налево поражать мисян. Те не вытерпели первого же натиска, обратились в бегство и постыдным образом заперлись в безопасной крепости своей Дористоле…

Тавроскифы, увидев приближение умело продвигающегося войска, были поражены неожиданностью; их охватил страх, и они почувствовали себя беспомощными. Но все же они поспешно схватились за оружие, покрыли плечи щитами (щиты у них прочны и для большей безопасности достигают ног), выстроились в грозный боевой порядок, выступили на ровное поле перед городом и, рыча наподобие зверей, испуская странные, непонятные возгласы, бросились на ромеев. Ромеи столкнулись с ними и храбро сражались, совершая удивительные подвиги: однако ни та, ни другая сторона не могла взять верх. Тогда государь приказывает “бессмертным” стремительно напасть на левое крыло скифов; “бессмертные”, выставив вперед копья и сильно пришпорив коней, бросились на врагов. Скифы [всегда] сражаются в пешем строю; они не привыкли воевать на конях и не упражняются в этом деле. Поэтому они не выдержали натиска ромейских копий, обратились в бегство и заперлись в стенах города…

Показываясь из-за башен, скифы метали на ромейскую фалангу стрелы, камни и все, что можно было выпустить из метательных орудий. [Ромеи] же защищались от скифов, стреляя снизу из луков и пращей. Сражение не пошло дальше этой перестрелки, и ромеи удалились в лагерь, чтобы поесть, а скифы к концу дня выехали из города верхом – они впервые появились тогда на конях. Они всегда прежде шли в бой в пешем строю, а ездить верхом и сражаться с врагами [на лошадях] не умели. Ромеи тотчас вооружились, вскочили на коней, схватили копья (они пользуются в битвах очень длинными копьями) и стремительно, грозной лавиной понеслись на врагов. Ромейские копья поражали [скифов], не умевших управлять лошадьми при помощи поводьев. Они обратились в бегство и укрылись за стенами…

После утверждения мирного договора Сфендослав попросил у императора позволения встретиться с ним для беседы. Государь не уклонился и, покрытый вызолоченными доспехами, – подъехал верхом к берегу Истра, ведя за собою многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников. Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды, его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами.

Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки – многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места».

 

Иоанн Скилица, «Обозрение историй», 2 пол. XI в.: «Росы и их архиг Сфендослав, услышав о походе ромейского войска, стали действовать совместно с порабощенными уже болгарами и присоединили в качестве союзников пацинаков и турок, проживающих на Западе, в Паннонии… Варвары разделились на три части – в первой были болгары и росы, турки же и патцинаки выступали отдельно...

Варда дознался от пленных, что остальные, еще не утомленные битвой [варвары] выстроились и ожидают сражения. Он устремился против них без промедления. Они же, узнав о неудаче патцинаков, предались горести из-за внезапности бедствия, но затем собрались с силами и, созвав беглецов, напали на ромеев, имея впереди всадников, а позади пеших воинов. Но когда ромеи выказали себя непобедимыми и отразили натиск первого нападения конных врагов, те отступили, укрылись среди своей пехоты, укрепились там духом и стали ожидать приближения ромеев…

В один из дней, когда ромеи рассеялись в вечернее время для принятия пищи, конные и пешие варвары, разделившись на две части, устремились из двух ворот города – из восточных, которые было приказано охранять стратопедарху Петру с фракийским и македонским войском, и из западных, к которым был приставлен сторожить Варда Склир с воинами Востока. Вышли они, выстроившись в боевой порядок, и тогда в первый раз появились верхом на лошадях, в предшествующих же сражениях бились пешими. Ромеи встретили их с ожесточением, и завязался упорный бой. Борьба долго шла с равным успехом, наконец ромеи обратили варваров в бегство своей доблестью и, прижав к стене, многих перебили в этой стычке и всего более – всадников…

Сфендослав, использовав все средства и во всем потерпев неудачу, не имея уже никакой надежды, склонился к заключению договора… По просьбе Сфендослава император отправил посольство к пацинакам, предлагая им стать его друзьями и союзниками, не переходить через Истр и не опустошать Болгарию, а также беспрепятственно пропустить росов пройти через их землю и возвратиться домой. Назначен был исполнить это посольство Феофил, архиерей Евхаитский. [Пацинаки] приняли посольство и заключили договор на предложенных условиях, отказавшись только пропустить росов. Когда росы отплыли, император укрепил крепости и города на берегах реки и возвратился в ромейскую державу.

Когда Сфендослав возвращался домой и проходил через землю пацинаков, то они заранее подготовили засаду и ожидали его. Подвергшись нападению, он и все его войско было совершенно истреблено. Пацинаки были раздражены тем, что он заключил с ромеями договор».

 

Ибн Хаукаль, «Книга путей и стран», сер. Х в.: «В настоящее же время не осталось и следа ни из Булгара, ни из Буртаса, ни из Хазара, ибо Русы напали (или истребили) всех их, отняли у них все эти области и присвоили их себе. Те же, которые спаслись от их рук, рассеяны по ближайшим местам, из желания остаться вблизи своих стран, и надеясь заключить с ними мир и подчиниться им» (Ибн-Хаукаль. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р.Х.). – СПб., 1870).

 

«Раффельштеттенский таможенный устав», Баварская восточная марка, между 904 и 906 гг.: «Славяне же, отправляющиеся для торговли от ругов или богемов, если расположатся для торговли где-либо на берегу Дуная…, с каждого вьюка воска платят две меры стоимостью в один скот каждая; с груза одного носильщика – одну меру той же стоимости; если же пожелают продать рабов или лошадей, то за каждую рабыню платят по одному тремиссу, столько же за жеребца, за раба – одну сайгу, столько же за кобылу» (Telon. Raff. Cap. VI. P. 64). Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 296.

 

Бруно Кверфуртский, Послание германскому королю Генриху II, нач. XI в.: «Верно, уж целый год исполнился месяцами и днями с тех пор, как мы покинули венгров, где понапрасну провели много времени, и направились к печенегам (Pezenegi), жесточайшим из всех язычников. Государь Руси (senior Ruzorum), великий державой (regnum) и богатствами, в течение месяца удер­живал меня против [моей] воли, как будто я по собственному почину хо­тел погубить себя, и постоянно убеждал меня не ходить к столь безумно­му народу, где, по его словам, я не обрел бы новых душ, но одну только смерть, да и то постыднейшую. Когда же он не в силах был уже [удержи­вать меня долее] и устрашен неким обо мне, недостойном, видением, то с дружиной два дня провожал меня до крайних пределов своей держа­вы, которые из-за вражды с кочевниками со всех сторон обнес крепчайшей и длиннейшей оградой. Спрыгнув с коня на землю, он последовал за мною, шедшим впереди с товарищами, и вместе со своими боярами (maiores) вы­шел за ворота. Он стоял на одном холме, мы – на другом. Обняв крест, который нес в руках, я возгласил честной гимн: “Петре, любишь ли меня? Паси агнцы моя!” (Ср. Иоанн 21, 15–17). По окончании респонсория (род церковного песнопения) государь прислал к нам [од­ного из] бояр с такими словами: “Я проводил тебя [до места], где кончается моя земля и начинается вражеская; именем Господа прошу тебя, не гу­би к моему позору своей молодой жизни (Бруно было тогда около тридца­ти лет), ибо знаю, что завтра до третьего часа суждено тебе без пользы, без вины вкусить горечь смерти” (это и было страшным видени­ем Владимиру о Бруно?). Я отвечал: “Пусть Господь откроет тебе [врата] Рая так же, как ты открыл нам путь к язычникам!” Что же? Два дня мы шли беспрепятственно, на третий, в пятницу, трижды – утром, в пол­день и в девятом часу – все мы со склоненными выями влекомы были на казнь, но столько же раз по чудесному знамению – такова была воля Гос­пода и водителя нашего [святого] Петра – невредимы ускользали от встре­чавшихся нам врагов. В воскресенье, когда мы добрались до мест, более оби­таемых, нас оставили в живых до срока, пока весь народ по зову гонцов не соберется на сходку. Итак, в девятом часу следующего воскресного дня нас зовут на сходку, бичуя, словно лошадей. Сбежалась бесчисленная тол­па; с налитыми кровью глазами, они подняли страшный крик; тысячи об­наженных мечей и тысячи топоров, [занесенных] над нашими головами, грозили изрубить нас в куски. До ночи терзали нас, волоча в разные сто­роны, пока нас не вырвали из их рук старейшины (maiores) [той] земли, которые, будучи рассудительны, услыхав наши речи, поняли, что мы с до­бром явились в их землю. Как то было угодно неисповедимому Господу и че­стнейшему Петру, пять месяцев провели мы среди этого народа, обойдя три его части, не заходя в четвертую, из которой к нам прибыли послы от ста­рейшин (meliores). Обратив в христианство примерно тридцать душ, мы, по мановению Божию, устроили мир (с Русью), который, по их сло­вам, никто кроме нас не смог бы устроить. “Сей мир, – говорили они, – тобою устроен. Если он будет прочен, то все мы, как ты учишь, охотно ста­нем христианами; если же государь Руси изменит уговору, нам придется думать только о войне, а не о христианстве”. С тем я и прибыл к госуда­рю Руси, который ради [успеха] Божьего [дела] одобрил это, отдав в залож­ники сына. Мы же посвятили в епископы [одного] из наших, которого за­тем государь вместе с сыном поместил в середине земли [печенегов]. И ус­тановился, к вящей славе Господа, Спасителя [нашего], христианский за­кон среди наихудших и жесточайших из всех обитающих на земле языч­ников» (Ер. Brun. P. 98–100). Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 314–315.

 

Абу Саид Гардизи, «Украшение известий», XI в.: «Владения печенегов простираются на 30 дней пути. С каждой стороны к ним примыкает какой-нибудь народ; с востока – кипчаки, с юго-запада – хазары, с запада – славяне; все эти народы производят нашествия, нападают на печенегов, уводят их в плен и продают [в рабство]… Дороги в страны печенегов очень трудны и неприятны. Кто хочет отправиться оттуда в какую-нибудь страну, должен купить лошадей, так как ни с какой стороны нельзя выехать из их земли иначе, как верхом, вследствие дурного состояния дорог. Купцы на пути туда не придерживаются никаких дорог, так как все пути заросли лесом; они узнают дорогу по положению звезд…

Область мадьяр вся покрыта деревьями и болотами; земля пропитана сыростью. Все они производят набеги на славян, постоянно налагают на славян оброки и обращаются с ними, как со своими военнопленными. Мадьяры – огнепоклонники. Они производят набеги на славян и русов, уводят оттуда пленных, привозят их в Рум и продают… из страны мадьяр до страны славян 10 дней пути… У них (славян) есть обычай строить крепость; собираются несколько человек и строят крепости, так как мадьяры постоянно нападают на них и грабят их. Когда мадьяры приходят, славяне удаляются в построенные ими крепости; в крепостях и укреплениях они большею частью проводят зиму; летом живут в лесах. У них много пленных…»

 

Никита Хониат, «История», кон. XII в.: «[Вместе с восставшими болгарами против византийцев сражались половцы] и те, что происходят из Бордоны, презирающие смерть, ветвь тавроскифов (русских), народ, любезный богу войны».

 

Письмо папы Григория IX епископу Эстергома, 1227 г.: «Мы удостаиваем дать тебе наше полномочие в землях Кумании и Бродинии, соседней с ней, на обращение которых есть надежда, по которому ты имеешь власть от нашего имени проповедовать, возводить церкви, крестить, назначать священников...»

 

Письмо венгерского короля Белы IV к папе Иннокентию, 1254 г.: «Когда государство Венгрия от вторжения татар, как от чумы, большей частью было обращено в пустыню, и, как овчарня изгородью, было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с Востока, булгарами и босняками еретиками с Юга... татары заставили платить дань особенно страны, которые с Востока граничат с нашим царством, именно: Русь, Куманию, Бродников, Булгарию…»

 

ВОПРОСЫ И ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

 

1.    По данным отечественных источников определите основных кочевых соседей Руси. Выясните, как складывались отношения с каждым из них. Выявите периоды возникновения, обострения и завершения отношений с ними. Оцените степень взаимовлияния кочевой и оседлой культур.

2.    По источникам и дополнительной литературе охарактеризуйте «проблему бродников», их лингво-этнической и конфессиональной принадлежности. Оцените вероятность связи бродников с формированием казачества XVIXVII вв.

3.    Определите по данным иностранных источников степень укорененности коней в военном быту русских в IXX вв. (способы совершения военных нападений, характер оружия, способности к управлению лошадьми и т.д.). Объясните появление в отечественных источниках (см. напр.: НПЛ, годовые статьи 964 и 968 гг.) образа, резко противоположного сложившемуся в иностранных источниках.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

 

Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е.А. Мельниковой. М., 1999.

Свод древнейших письменных известий о славянах (I–VI вв.). М., 1991.

Свод древнейших письменных известий о славянах (VII–IX вв.). М., 1995.

Акимова О. Русь и степь. M., 1991.

Гумилев Л.Н. Русь и Великая Степь. М., 1990.

Древнерусские княжества. X–XIII вв. M., 1975.

Князький И.О. Русь и степь. М., 1996.

Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.

Плетнева С.А. Древности Черных Клобуков. М., 1973.

Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья (IV–XIII века). Воронеж, 2003.

Славяне и их соседи. М., 1993.

Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981.

 

http://litopys.org.ua/ (древнерусские тексты Ипатьевской, Лаврентьевской, Новгородской Первой и некоторых других летописей)

http://www.vostlit.info/ (крупнейшее собрание текстов исторических источников)

http://www.stratum.ant.md/ (историко-археологический интернет-журнал «Stratum+»)

назад  |  на главную  |  скачать  |  сделать закладку  |  к другим источникам  |  найти на странице
Hosted by uCoz